ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/adaptatsiya-pervoklassnika-k-shkole/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:646 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:648 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:572 in jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in kf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in lf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:575 in mf ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/adaptatsiya-pervoklassnika-k-shkole/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:646 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:648 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:572 in jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in kf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in lf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:575 in mf Адаптация первоклассников к школе: пути решения, советы, трудности, этапы

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассника: виды адаптации и её особенности

Тревожность за своего маленького ученика знакома практически каждому родителю первоклассника. Но то, что переживают мамы и папы ребёнка, который только собирается в первый класс, порой описать сложно. Необходимо получить грамотные ответы на самые волнующие вопросы: как ваш малыш начнёт свою школьную жизнь, насколько легко пройдёт процесс адаптации к новым условиям и правилам школьной жизни, поладит ли с одноклассниками, будет ли хороший контакт с первой учительницей?

Прежде чем говорить про этапы и трудности адаптации первоклассников, необходимо разобраться в том, что мы называем адаптацией и каковы её виды.

Что такое адаптация ребёнка к школе? Прежде всего, это переход к систематическому обучению, главенствующую роль в котором играет механизм социализации личности. Попросту говоря, то, как ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения в новом коллективе, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе. Каждый первоклассник переживает данный жизненный этап по-своему, как раз в зависимости от своих психологических и анатомо-физиологических особенностей. Вот почему у одних детишек длительность адаптации протекает от двух недель до двух месяцев (высокий уровень адаптации), а другим требуется весь учебный год. В связи с этим выделяют два вида адаптационного процесса:

  • физическая адаптация;
  • психологическая адаптация.
В своём родительском стремлении оценить психологическую готовность малыша к школе не стоит забывать и о физиологии детей, которая является не менее значимой и напрямую влияет на успешность адаптации.

Физическая адаптация

Итак, начнём с физиологии детей семи лет. Несмотря на индивидуальные особенности любого ребёнка, которые не зависят от возраста, существует общность анатомо-физиологических особенностей. В отличие от малыша шести лет, у семилетнего ребёнка:

  • быстрее развивается интеллект, улучшается память;
  • развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему становится возможным письмо. К слову, максимального развития координации ребёнок достигает к 12 годам. Так что сильно переживать о том, что у кого-то получается лучше, не стоит;
  • продолжается совершенствование функций организма ребёнка. В этой связи особенно важно помнить о том, что развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов) первоклассника идёт полным ходом и нагрузки оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья.

При оценке физической адаптации родители должны обратить внимание на такие параметры физиологии своего ребёнка, как:

  • ежедневное самочувствие;
  • работоспособность;
  • сон (наличие нарушений сна);
  • аппетит (отмечается изменение или нет);
  • заболевания (появление новых либо учащение эпизодичности);
  • ситуация с хроническими заболеваниями (отмечают обострения).

Несомненно, одним из важнейших подходов к организации учебно-воспитательного процесса должен стать здоровьесберегающий подход. И здесь, помимо роли образовательных стандартов и непосредственно школы и учителя, следует сказать о большой роли в организации данного подхода именно родителей. Мамы и папы знают, как сложно выбрать школу, а многие и вовсе «идут на учителя», не забывая при этом и о выборе программы обучения в начальной школе, которая предполагает более длительный адаптационный период в 1 классе, а значит, помогает привыкнуть ребёнку к процессу обучения.

Психологическая адаптация

Особенности психологии семилетнего ребёнка:

  • рождения социального «я»;
  • устойчивая самооценка, а в норме завышенная;
  • появление внутренней позиции;
  • появление рефлексии.

При оценке процесса психологической адаптации первоклассника учитываются:

  • настроение;
  • способность к самооценке;
  • уровень развития психологических процессов;
  • мотивация к школе и учёбе.

И снова нужно повторить, что не стоит надеяться только на высокую квалификацию педагогов вашего ребёнка. В условиях семьи прежде всего следует сформировать положительный образ нового статуса – статуса ученика. Кроме создания психологического комфорта ребёнка, это позволит усилить и школьную мотивацию, в особенности мотивацию успешной учёбы. А что необходимо для успеха в учёбе? «Первый учитель и первые учебники» – скажете вы и будете правы. В программе «Начальная школа XXI века» именно учебники нацелены на индивидуальный подход к каждому ученику. В процессе психологической адаптации первоклассника такой подход имеет большое значение, так как поощряет и мотивирует ребёнка, обеспечивает ему гармоничное развитие. Немаловажным является и то, что, учась в первом классе по данной программе, ребёнок не заучивает материал, а учится думать и совершать открытия. Все мы знаем, что ежедневное открытие чего-то нового приносит удовольствие любому ученику, а в особенности первокласснику, даря ему ощущение успеха исследователя.

С трудностями адаптации первоклассника приходится сталкиваться любому родителю. И только от вашего участия в жизни маленького ученика, от вашей поддержки и сохранения его психологического комфорта зависит то, как быстро он овладеет новой социальной ролью. Почему мы говорим о роли школьных программ? Нужно помнить, что именно в первом классе ваш малыш (а семилетний ребёнок, идущий в школу, в действительности ещё малыш) освобождён от необходимости делать домашние задания и получать оценки – это предусмотрено сегодня  СанПиН. Задача родителей первоклассника направить свои усилия совместно с педагогом на создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья ребёнка. Ваши родительские старания не пройдут даром и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности ученика.


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.