Физкультура человеку необходима в любом возрасте. Но именно в детском возрасте она играет большую роль в развитии ребёнка. Физическая нагрузка полезна не только для физического, но и для нервно-психического развития, а также имеет большое значение для формирования таких качеств характера, как целеустремлённость, концентрация и умение преодолевать себя.
Прежде чем разобраться, какую физическую нагрузку необходимо давать ребёнку в соответствии с возрастом, необходимо понять, в чём же разница в физиологии дошкольников и первоклассников. Ведь возраст от 5 до 7–8 лет – это период интенсивного развития всех органов и систем, в том числе опорно-двигательного аппарата.
Именно перед школой в организме ребёнка в 5–6 лет происходят следующие изменения:
- опорно-двигательный аппарат: изменение пропорций тела, активный рост конечностей, окончательное формирование изгибов позвоночника, активный рост мышц;
- дыхательная система: завершение формирования структуры лёгких;
- сердечно-сосудистая система: активное развитие в сторону большей выносливости, стабилизация пульса;
- нервная система: совершенствование процессов регуляции органов и систем, что сопровождается развитием моторики. Движения становятся более чёткими, повышается скорость реакции. Развивается вестибулярный аппарат, ребёнок в силах дольше удерживать равновесие.
В возрасте 7–8 лет вышеперечисленные органы и системы продолжают своё развитие. Двигательная активность, выносливость, физическая работоспособность улучшаются. Увеличивается нагрузка умственная, усложняются психические процессы, а значит, повышается необходимость не просто увеличить физическую нагрузку, а сделать её более сбалансированной и ориентированной на разные группы мышц и формирование определённых двигательных навыков.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Маленький, но шустрый
Исходя из особенностей формирования и развития физиологии ребёнка в разных возрастных периодах, требуется различный подход в организации занятий физкультурой.
Как показывает опыт, именно к возрасту 6–7 лет по уровню физического развития дошкольника видно, какую физическую подготовку он получал с раннего детства. И если недостаточную, до школы есть время заняться физическим здоровьем ребёнка при помощи простых физических упражнений.
При этом не стоит забывать, что сложность упражнений и интенсивность физических нагрузок для детей дошкольного возраста и для первоклассников должна быть различной.
При занятиях физкультурой с детьми 5–6 лет должны учитываться следующие аспекты:
- занятия проходят ежедневно, возможно в несколько подходов,
- продолжительность занятия составляет 25–30 минут,
- после сложных упражнений должен следовать перерыв 30 секунд,
- комплекс упражнений должен включать 6–12 упражнений,
- упражнения не должны повторяться более 2–6 раз,
- упражнения должны быть разнообразны и различаться исходным положением тела.
Обязательно участие детей в спортивных играх с использованием мяча, скакалки, обруча.
Родителям первоклассников следует знать, что физическую нагрузку детям в возрасте 7–8 лет необходимо увеличивать. Это значит, что:
- занятие длится 35–40 минут,
- занятия проводятся ежедневно,
- комплекс состоит из 10–14 упражнений,
- упражнения делаются по 8–10 раз.
Игры на свежем воздухе с мячом, скакалкой, а также занятия на роликовых коньках, лыжах, коньках проводятся после школы.
Физическая подготовка к школе
Физическому воспитанию малыша часто не придают значения при подготовке к первому классу. И не потому, что родители не уделяют внимания физическому развитию их сына или дочери. Но далеко не все дети способны ставить спортивные рекорды и даже просто выполнять нормативы. И что делать, если ребёнок такой – «неспортивный»?
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре должны отражать:
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.
- Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Важно сделать всё, чтобы первоклассники не испытывали дискомфорта от выполнения физических упражнений на уроках физкультуры. И это возможно при правильном подходе учителя в соответствии с грамотно выстроенными занятиями физкультурой в школе. Эту возможность даёт программа «Начальная школа XXI века», нацеленная на индивидуальный подход к каждому ребёнку и обеспечивающая возможности для занятий разных групп учащихся в максимально комфортном для них режиме.
Важно отметить, что все нормативы школьной программы уроков физической культуры строго регламентированы и включают в себя выполнение упражнений на ловкость, силу, выносливость, гибкость.
Чему именно должен научить первоклассников учитель физкультуры в школе:
- бег – 30 метров,
- кросс – 1 километр,
- прыжки в длину,
- метание набивного и малого мячей,
- прыжки со скакалкой,
- подтягивания в висе и лёжа.
Здесь нужно отметить, что те же упражнения попросят выполнить ребёнка при сдаче норм ГТО.
Тренируемся дома
Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.
Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.
Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:
- «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
- «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
- «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
- «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
- «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
- «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.
Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.
Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.
Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.
Софья Рогозинская