Назад вернуться к Полезной информации

Игры для детей 5-6 лет дома

Игры для детей 5-6 лет дома

Какими бывают детские развивающие игры для дошкольников в возрасте 5-6 лет?

Игра для ребенка-дошкольника важнейший род деятельности, именно через игру (то есть действие по правилам в воображаемой ситуации) ребенок познает окружающий мир в этом возрасте. Взрослым легко использовать игровые моменты, чтобы развивать и обучать малыша.

Наиболее общая классификация игр предполагает, что они могут возникать:

  • По инициативе самого ребенка
  • По инициативе взрослого
  • По устоявшейся традиции инициативу в данном случае может проявлять и ребенок, и родитель.

Какая же игра более полезна? Та, которая происходит по инициативе взрослого ведь именно так тот может предложить ребенку обучающую ситуацию, познакомить его с новыми словами, понятиями, сделать игру управляемой.

А вот какой вид игры выбрать зависит от ситуации. На улице хороши подвижные игры с элементами спорта. Дома в минуты досуга настольные, предметные, театрализованные, сюжетно-ролевые. В моменты занятий дидактические или обучающие.

Все эти игры способствуют познавательной активности малыша, а заодно развивают самые разные навыки и умения.

Подвижные игры

Подвижные игры способствуют развитию ловкости, координации движений, силы, выносливости, быстроты реакции. У детей в возрасте 5-6 лет такая игра продолжается не более 25 минут, затем следует отдых.

Как правило, все подвижные игры так или иначе связаны со спортом и физической активностью. Но не обязательно вот примеры активных и одновременно развивающих игр, в которые можно играть в любых условиях.

  • Идем на рекорд! Правила просты придумайте испытания для игроков: кто прыгнет дальше всех, кто дольше всех проскачет на одной ноге, кто ловче всех пронесет вареное яйцо в столовой ложке, ни разу не уронив, кто быстрее слепит снежок, и тому подобные. Соревновательный элемент в игре для детей очень важен, и такая игра сделает прогулку веселым занятием.
  • Города шаг за шагом. Игра, в которой игроки по очереди называют слова на определенную букву алфавита, весела и сама по себе. Чтобы сделать ее активной, договоритесь, что сделать «ход вперед» - например, сделать три шага может лишь тот, кто назовет слово. Выберите дистанцию и начинайте играть. Тот, кто первым дошел до финиша, назвав больше всего слов тот и победил.
  • Подушечные бои. Хороши, если дошкольникам приходится сидеть из-за непогоды дома, а выпустить энергию надо. Деритесь подушками пусть они будут легкими и небольшими по размеру. Взрослым, чтобы сравняться с детьми, придется встать на колени, но так игра станет еще веселей. Договоритесь о правилах (не бить сильно, не бить по голове и в лицо) и начинайте бой!
  • Как выглядит песенка. Детскую песенку или стихотворение можно изобразить в лицах. Договоритесь о том, что некоторые слова будете заменять жестами. Например, «Маленькой елочке холодно зимой» будет выглядеть как пантомима, в которой малыш показывает, насколько маленькой, руками или пальцами, а «холодно» заменяет жестом, обхватывающим себя за плечи.

Настольные игры

Настольные игры очень полезное занятие. И не только тем, что поможет скрасить досуг в непогоду. Игры с кубиками, паззлами, фигурками и карточками, в которые играют за столом, очень эффективно способствуют совершенствованию у малыша:

  • Математических навыков придется вести подсчет ходов
  • Пространственного мышления особенно если речь идет о кубиках, паззлах или играх, где требуется собрать картинку из разрозненных кусочков.
  • Социального взаимодействия в настольные игры играют компанией
  • Речи да, договариваться о правилах игры, общаться придется, а некоторые игры нацелены именно на развитие речи (например, «Эрудит»). К тому же управляться с карточками не всегда просто, это развивает мелкую моторику
  • Волевой функции (концентрации внимания, воли, мотивации) прежде всего, потому что настольные игры по правилам требуют определенной регуляции от ребенка, а еще потому, что увлекательная игра «затягивает», и способность концентрироваться на задаче у малыша повышается
  • Разных типов мышления стратегического, творческого. Продумывание хода игры наперед это стратегия. А умение видеть в фигурках и карточках реальные ситуации требуют недюжиной фантазии.

В зависимости от тематики игры, ребенок знакомится с разными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни, богатым животным и растительным миром, историей, литературными произведениями, народным творчеством.

Какие настольные игры бывают? Ходилки - большая карта, кубики и фишки, лото с карточками, паззлы и мозаики. К настольным относятся и всевозможные конструкторы, и дидактические карточные игры на развитие внимания, памяти и мышления. Самые сложные «настолки», в которых без помощи взрослого не обойтись стратегии, это игры с правилами, в которых многое зависит от решения самого игрока (пример такой игры «Монополия»).

  • Сделай и поиграй. Выберите вместе с ребенком литературное произведение например, сказку, и предложите малышу создать игру на ее основе. На листе ватмана расчертите и вместе нарисуйте путь героя по шагам, вместе выбирая ему веселые приключения в зависимости от сюжета. Помните, что в процессе игры можно ходить вперед, а можно и назад (в случае, если на пути возникли препятствия). Используйте разные техники для создания карты не только рисование, но и аппликацию, часть карты можно создать в виде пластилиновой картины. Уже само создание подобной игры занимательный процесс совместного творчества.
  • Еще проще создать паззл. Для этого любую привлекательную картинку нужно наклеить на картон, а затем произвольно расчертить и разрезать на кусочки. Собирать такой самодельный паззл ребенку очень понравится!

Развивающие игры

Как можно догадаться, в развивающих играх идет целенаправленное развитие способсностей и навыков ребенка. Что могут развивать такие игры? Все, что угодно: речь, творческие способности, физические качества, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные навыки, воображение. Такие игры развивают мышление и память, учат размышлять и делать выбор, дают почву для развития талантов и творческих способностей ребенка.

Главная особенность развивающих игр принцип обучения от простого к сложному в них объединяется с другим важным параметром созданием таких условий, опережающих возможности ребенка, при котором ребенок должен целенаправленно и самостоятельно достичь максимума своих способностей в ходе творческой самостоятельной деятельности. И это становится мотивацией к росту и развитию малыша.

Варианты развивающих игр:

  • Нарисуй ручку. Накладываем ладонь на бумагу, обводим, разрисовываем карандашами, красками. Вырезаем. Делаем из таких «ладошек» красочное панно.
  • Кукольный домик. Его можно сделать из обычной коробки из-под обуви, а интерьер дома - из бумаги, лоскутков ткани, спичечных коробков. Малышу (при помощи взрослого) нужно продумать интерьер, вырезать и приклеить в доме «мебель». Жильцами дома могут стать маленькие фигурки или пупсы.
  • Игра с магнитом. Магнит кладется под лист бумаги, а на лист насыпаются металлические предметы монетка, гайка, гвоздь. Наблюдать за перемещениями предмета не только увлекательно, но и познавательно!
  • Делаем гирлянду. Поводов создать гирлянду из цветной бумаги масса. Можно сделать простейшую гирлянду-цепочку из бумажных колец, а можно нарисовать на плотной бумаге всевозможные фигуры (сердца, цветы, ангелочков, даже буквы, если малыш их знает). Раскрашиваем, вырезаем, нанизываем на шнурок и украшаем комнату.

Обучающие игры

Дидактические игры развивают память и внимательность, логику и мышление, знакомят ребенка с понятиями, формами, цветами. Задача познавательной игры обучать, а задача игроков в данном случае найти правильный ответ: выход из лабиринта, лишний предмет в ряду и тому подобное.

Такими играми могут быть карточки и паззлы, игры-головоломки, раскраски и трафареты (например, соедини по номерам). Но задача родителей не превращать игровую в класс. С детьми 5 и 6 лет еще рано заниматься серьезным обучением. Но практически любой процесс можно превратить в веселую игру. Даже похулиганить можно познавательно!

  • «Кто обзывается?» Эта задорная игра хороша и для развития речи, и для того, чтобы переключить внимание заигравшегося ребенка на конструктивные действия. А еще она очень веселая, ведь по правилам, в ней надо обзываться. Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» - «А ты – огурец!». Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец. Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания:  «Ты мой любимый кабачок».

Советы для родителей

Подвижные игры на улице и дома всегда несут в себе потенциальную опасность травм. Поэтому перед игрой обязательно проведите инструктаж, четко оговорите правила, и только после этого начинайте бегать, прыгать и «выпускать пар».

Для детей возраста 5-6 лет очень важны игры на формирование правильной модели поведения. Можно воспользоваться этим, чтобы в игровой форме расставить по местам разбросанные игрушки, убрать за собой все вещи и привести в порядок комнату, где резвилась детвора.

Используйте известные вам с детства игры или придумывайте новые вместе с ребенком, это не только служит развитию воображения, но и объединяет поколения семьи.

Не стыдите за проигрыш и хвалите за победу. Сопричастность к успеху для малыша основа его будущей уверенности в себе.


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.