Назад вернуться к Полезной информации

Упражнения для подготовки к школе

Упражнения для подготовки к школе

Когда приходит время задуматься о предшкольной подготовке, родители в первую очередь представляют себе занятия с дошкольником по освоению чтения и письма. Но всему своё время: предметные знания ребёнку, который собирается в начальную школу, не нужны. А что нужно? Желание учиться и узнавать новое, понимание, что процесс познания может быть увлекательным и радостным. Хорошо, если у будущего первоклассника будут развитые по возрасту моторика, внимание, память, логическое мышление. Развить и усовершенствовать всё это поможет огромный мир увлекательных игр.

Игра – самое привычное и приятное занятие для ребёнка 6–7 лет. Навыки, которые он приобретёт, играя в развивающие игры, облегчат учёбу в школе. Познакомьтесь с интересными развивающими заданиями, которые можно включить в ежедневные игры с ребёнком перед поступлением в школу. 


Продолжаем серию наших ежемесячных онлайн-встреч для родителей с детьми дошкольного возраста, где в формате дискуссии между экспертами мы отвечаем на ваши вопросы о подготовке к школе. Ближайшая встреча – 13 декабря в 16:00. Тема выпуска: «Выбор школы. На что обратить внимание родителю? Во сколько лет идти ребёнку в школу?»


Упражнения для развития моторики

Помочь развить моторику ребёнку несложно и в быту, в обычной, привычной ему жизни. Позволяйте ему самому застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Согласованные движения пальцев рук и умение пользоваться этими движениями необходимы на каждом шагу. От степени развития мелкой моторики дошкольников зависит и будущий почерк. Речевой центр в нашем головном мозге расположен поблизости от моторного. И при стимуляции моторного центра развивается и его «сосед» – речевой. Эту связь между моторикой рук и развитием речи можно и нужно использовать при подготовке ребёнка к школе.

  • Будущий скульптор

    Лепка прекрасно развивает мелкую моторику и пробуждает фантазию. Чтобы фигурки получились как настоящие, можно посмотреть парочку видеоуроков по лепке (на YouTube их великое множество). Лепить можно не только из пластилина. Отличный вариант – солёное тесто. Фигурки из него при желании можно даже запечь в духовке: они станут твёрдыми, и их можно будет раскрасить красками (акрилом, гуашью).

    Сделать массу для лепки просто: смешайте до однородной консистенции 1 стакан муки, 0,5 стакана мелкой соли, 1 стакан воды и пару ложек подсолнечного масла. Поставьте на огонь и немного подогрейте – так масса станет более эластичной. Перед лепкой дайте остыть, малыш не должен обжечься. Такое тесто для лепки, завёрнутое в пищевую плёнку, хранится в холодильнике около 5 дней.

  • Будущий вратарь

    Возьмите большой лист ватмана и начертите на нём ярким маркером несколько линий – прямых, извилистых, зигзагообразных. Теперь положите ватман на пол и зафиксируйте. Вручите малышу небольшой мяч и попросите прокатить его по нарисованным линиям. Чем меньше мячик, тем сложнее упражнение!

Игры на развитие внимания

Умение сосредотачиваться на конкретных предметах и явлениях – одно из условий успешного обучения ребёнка. Так, от зрительного внимания (то есть умения концентрировать взгляд на одной строчке) зависит скорость чтения ребёнка в дальнейшем. А игры, направленные на развитие слухового внимания, научат малыша не просто слушать, но и слышать.

От зрительного внимания зависит скорость чтения и умение понимать содержание читаемого текста.
  • Вспомни и покажи

    Для игры можно использовать карточки, маленькие игрушки. Разложите их на столе и дайте ребёнку возможность запомнить последовательность. Затем маленький участник игры отворачивается, а вы незаметно убираете или переставляете игрушку (карточку). После этого ребёнок поворачивается обратно – заметит ли он перемену, укажет на неё?

  • Живая геометрия

    На листах бумаги со строчками в произвольном порядке нарисуйте геометрические фигуры, которые ребёнок знает, – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дайте ребёнку листы и попросите посмотреть, что на них нарисовано, назвать фигуры. После этого дайте игровое задание, например: каждый круг зачеркнуть вертикальной чертой, каждый квадрат – горизонтальной. Есть и другие варианты заданий: закрасить каждый квадрат, а внутри круга поместить по две точки или нарисовать по маленькому треугольнику и т.д.

    Важно, чтобы в игре фигурировали минимум две геометрические фигуры. Эти задания развивают логическое мышление и учат ребёнка переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно задания можно усложнять, увеличивая число фигур до трёх или четырёх.

  • Корректор

    Эта игра предполагает, что малыш знает хотя бы некоторые буквы. Дайте ему старый журнал с крупным шрифтом и маркер. Пусть он находит в тексте и вычёркивает какую-нибудь определённую букву (например, букву О). Со временем игру можно усложнить, например: зачёркивать букву О, а букву М обводить. Важно следить, чтобы ребёнок двигался по строкам.

  • Найти отличия

    Задача – найти определённое количество отличий между двумя, на первый взгляд одинаковыми, картинками. Эта любимая всеми детьми игра отлично развивает зрительное внимание. «Находилки» можно поискать в Интернете и распечатать, а также можно купить сборник с интересными примерами для занятий.

  • Лови!

    Правила просты: если вы бросаете мяч и говорите: «Лови!», ребёнок его ловит, если бросаете мяч молча – его нужно отбить. Хотите «подловить» маленького игрока? Бросьте ему мячик со словами «Не лови!» – в этом случае для правильного выполнения задания требуется ещё большая концентрация внимания.


Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе


Игры для развития пространственных представлений

Чтобы ребёнок не путал лево и право, строчки в его тетради не «гуляли», а отсчёт количества клеток от слов «Классная работа» в будущем не вызывал затруднений, обязательно выполняйте с ним упражнения на развитие пространственных представлений.

  • «Солдатики»

    В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» выполняет различные упражнения: поворачивается налево и направо, поднимает левую или правую руку, дотрагивается до указанного уха, глаза и т.п.

  • Почта

    Разделите лист бумаги на 4 квадрата и попросите ребёнка нарисовать простой символ (треугольник, кружок, цветок), указав «адрес». Например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начните с самых простых «адресов» и постепенно усложняйте задачу. 

Формирование пространственных представлений имеет большое значение: обучает навыкам ориентировки на листе тетради, готовит ребёнка к более сложным техникам рисования и лепки, развивает логическое мышление.
  • Угадай кто

    Для игры соберите все большие любимые игрушки малыша – куклу, плюшевого медведя, собаку, зайца и т.п. Ребёнок садится в центре, игрушки размещаются вокруг него. Взрослый загадывает одну игрушку, ребёнок должен угадать её по подсказке, например такой: «Эта игрушка сидит за тобой (слева/справа от тебя)».

  • Наоборот

    Суть этой игры с мячом – назвать противоположное понятие. Например, взрослый кидает мяч со словами «Над окном». Ребёнок должен поймать и «кинуть» обратно антоним «Под окном». И дальше аналогично: к двери – от двери, в ящик – из ящика, перед школой – за школой, высоко – низко и т.п.

Обучение с помощью игр легко и приятно. Такие развивающие занятия сформируют необходимые для будущего первоклассника навыки и умения, смогут развить его мотивацию к учёбе, сохранят природное любопытство и тягу к новым знаниям, научат радоваться и удивляться результатам своих ежедневных открытий.



Мария Березовская
Напишите нам, мы онлайн!Бизнес-мессенджер