Назад вернуться к Полезной информации

Как помочь детям войти в мир литературы?

Любовь Александровна ЕФРОСИНИНА

Вечная проблема – любят или не любят первоклассники читать, почему и какая в этом причина – до сих пор волнует педагогов и родителей.

Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?». Обращаем внимание родителей на то, что умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже подготовленных детей. На основе многолетних исследований Центра начального образования ИСРО Российской академии образования уровня готовности и интереса первоклассников к чтению и книге, мы убедились, что результаты меняются мало. Результаты изучения читательского опыта первоклассников будут интересны и родителям.

Отношение к чтению

Знание книг

Знание фамилий писателей

Представление о жанрах

Любят слушать

Читают сами

Помнят какую-то книгу

Называют правильно книгу

Называют фамилию

Называют произведение какого-либо писателя

Называют жанр

Соотносят фамилию писателя с жанром

93%

5%

60%

20%

10%

5–6%

15%

20%


Исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят возиться с книгами, рассматривать рисунки. Другие дети читают, но не любят это делать, так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, но их заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не понимает, что читать – это очень хорошо, так как «можно взять и прочитать». Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы развития интереса к чтению. Такое положение дел с уровнем готовности к школе и чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.
Общество всегда хотело иметь читающего гражданина.
Приход в школу шестилетнего первоклассника потребовал пересмотра взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте, к сожалению, не решают проблемы введения нечитающего или плохо читающего первоклассника в мир литературы, в мир детской книги. Вместе с тем, как показывают результаты исследований, интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено, на наш взгляд, рядом причин:

  • в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду;
  • в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;
  • несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;
  • на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.
Для преодоления этих противоречий нами была разработана уникальная технология – уроки Литературного слушания, так как литературное слушание является очень важным в развитии, обучении и воспитании первоклассников.
Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников.
Слушание художественных и познавательных детских книг необходимо с раннего возраста ребенка, чтобы он воспринял музыку родной речи, умел воспроизводить услышанное и хотел еще раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания – не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и формирования чуткого и думающего читателя. Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов.
Главной задачей уроков литературного слушания является научение «искусству слышать» сказку, рассказ, стихотворение.
Для шестилетнего школьника, еще не овладевшего навыком чтения, литературное слушание – источник накопления читательского опыта и развития речи. Восприятие произведения проходит три стадии: восторг, понимание и художественное наслаждение. Психологические и возрастные особенности первоклассников определяют их художественное восприятие: с одной стороны, неполное – воспринимаются отдельные эпизоды, а не произведение в целом, с другой стороны – эмоциональное, воспринимают произведение «чувствами», проявляя яркую реакцию на события и поступки героев. Мы считаем, что ограничения во время восприятия текста, игнорирование образной и эмоциональной сторон произведения могут подавить чувства маленького слушателя. Поэтому важно, чтобы до первичного восприятия текста маленькому слушателю не навязывались устоявшиеся мнения, не сообщались сведения о произведении, авторе.

Художественное восприятие – сложный процесс, динамичный, развивающийся и зависящий от многих слагаемых:

– доступные и высокохудожественные произведения (качество произведений);
– нравственный климат на уроке (от доверия и уважения учителя к ученику);
– методы преподавания, позволяющие формировать художественное восприятие;
– взаимодействие на уроках слушания, восприятия и работы с текстом произведения;
– способность воспринять это произведение шестилетними первоклассниками;
– систематичность формирования восприятия: интерес – потребность – возможность;
– восприятие и понимание содержания произведения.

Произведения для слушания должны соответствовать возрасту детей, быть небольшими по объему, чтобы маленький читатель мог целостно воспринять произведение.

Учитывая эти особенности маленького читателя, мы, авторы учебника и учебного пособия, весь материал распределили на блоки: «О тебе, моя Родина», «Мир родной природы», «Малые жанры фольклора», «Мир сказок», «Учимся читать». В течение года эти блоки повторяются для того, чтобы можно было реализовать принципы системности, преемственности и перспективности. Например, в I четверти в разделе «Мир сказок» учащиеся познакомятся со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша», с русской народной сказкой «Привередница» в пересказе В.И. Даля, В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», Ш. Перро «Красная Шапочка», а затем в каждой четверти круг сказок расширяется, обогащается через изучение, сравнение и обобщение. Для учащихся разработана учебная хрестоматия для уроков слушания с иллюстрациями и небольшими упражнениями для чтения слов и предложений из изучаемого произведения. Эти упражнения очень важны для отработки умения слушать и слышать художественное слово.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) мы предлагаем метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки. Через практическую деятельность дети учатся правильно называть произведения, различать сказки народные и литературные (авторские), рассказывать о героях и их поступках. В нашей программе четко обозначены образовательные линии (тематическое и жанровое разнообразие круга чтения, ориентировка в литературоведческих представлениях, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой, навык чтения, творческая деятельность). Например, жанры обозначаются геометрическими фигурами: сказка – круг, рассказ – прямоугольник, стихотворение – треугольник. Тема чтения замещается цветом: о Родине – красный; о детях – желтый; о природе – зеленый; о животных – коричневый; о приключениях, волшебстве, фантастике – синий или фиолетовый. Составление схематического (модельного) плана. Например, модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

9.gif

Урок литературного слушания – это встреча с новым произведением, «праздник среди рабочих будней» ( А.С.Макаренко)
Система уроков литературного слушания – это путь воспитания и развития ученика-читателя. Мы хотим сказать, что уроки литературного чтения по своим целям и задачам соответствуют словам А.С. Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух... Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней». Хотелось, чтобы не только декларировалось внимание к литературному чтению, но и были созданы необходимые факторы успешного формирования основ читательской деятельности (умение читать, умение воспринимать художественное произведение, умение работать с текстом произведения и т.д.) на уроке!  
Напишите нам, мы онлайн!Бизнес-мессенджер