Проблемы ребенка в школе

Проблема психологической готовности ребенка к школе

К сожалению, не каждый первоклассник готов к обучению. Современные семилетки интеллектуально развиты, большинство уже читает. Но они еще не наигрались, их психика не готова к учебным нагрузкам. У многих не работают процессы эмоциональной саморегуляции, не развито произвольное поведение.
Что делать?

Психологи рекомендуют не отдавать в первый класс тех, кому к октябрю не исполняется 7 лет. Шестилетка не всегда способен высидеть все уроки и методично выполнять все задания. Неусидчивость приводит к трудностям с дисциплиной и низкой самооценке.

На нашем сайте есть тест, который покажет степень готовности к обучению.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Большую роль играет и программа, по которой обучается школьник. Если образовательная система, как, например, «Начальная школа XXI века», опирается на индивидуальный подход и нацелена на успешное и комфортное освоение знаний независимо от уровня подготовки, то все уроки станут интересными и познавательными.

Страх ошибки

Многие школьники боятся ошибиться, поэтому молчат и не поднимают руку, зная ответ. Это серьезная проблема детей начальной школы. Выполняя письменные контрольные работы, такие ученики очень волнуются и перепроверяют написанное задание, зачеркивают правильный ответ. Самый большой страх и тревога возникает у доски: тревожные дети смущаются, запинаются, могут расплакаться.

Как помочь ребенку?

Эти трудности в основном свойственны детям из семей с высокими требованиями, где за двойки и тройки ждет наказание. Чтобы не появилась школьная тревожность и ее спутник — невроз, родителям не стоит ждать исключительно успешные результаты. Ошибки — это знак, что человек старался и достоин похвалы хотя бы за попытку. Если малыш поймет, что ошибаться — это нормально, то в жизни он сможет переступить через многие страхи и достичь большего, чем если будет всё делать с оглядкой на окружающих.

Чтобы развить уверенность в себе и своих знаниях и умениях, обязательно хвалите за достижения, а не за оценки. Например, за то, что почерк стал аккуратнее. Пусть школьник знает, что мама и папа уважают приложенные усилия.
Иногда страх ошибки связан с тем, что ученик не умеет общаться со сверстниками. Ему кажется, что одноклассники будут над ним смеяться. Чтобы помочь найти общий язык с ровесниками, приглашайте в гости тех ребят, с кем ребенку легче общаться. Продумайте, чем гости и маленький хозяин будут заниматься: собирать конструктор, играть с домашним питомцем, собирать пазлы или развлекать себя настольными играми. Так сверстники покажут себя с другой стороны, и ребенок начнет спокойнее воспринимать их. А если взаимные визиты войдут в традицию, одна из проблем ребенка в школе будет решена. У него получится найти друзей, повысить самооценку и снизить страхи.

Самоорганизованность: миф или реальность?

После уроков утомленный ученик с удовольствием играет с одноклассниками в школьном дворе. Вернувшись домой, он хочет посмотреть мультики, поиграть в компьютерную игру или запустить новое приложение на планшете. Соблазн в отсутствие родителей заниматься интересными делами, а не скучными заданиями, велик. Если ребенок не приучен самостоятельно выполнять домашнюю работу, то уроки сдвигаются на вечер, когда с работы приходят родители. Взрослые нервничают, сын или дочь переживает из-за домашнего задания и плохого настроения мамы и папы. Семья поздно ложится спать. Утром малыш встает недовольный, долго собирается, капризничает. После занятий всё начинается заново.

Какие меры предпринять?

Школьнику полезно столкнуться с естественным следствием неорганизованности — снижением успеваемости.
Разумеется, этот момент следует обговорить с учительницей, чтобы ее реакция не стала дополнительным стрессом. Переживший «пике вниз» ученик озадачивается распределением времени и своевременным выполнением домашней работы. Появляется мотивация исправить ситуацию. Задача взрослых в этот момент — поддержать и подсказать, как это можно сделать. Совместное преодоление трудностей сплачивает семью. Ребенок запоминает, что родители помогли ему. Добрые воспоминания сыграют в вашу пользу несколько лет спустя, во время кризиса подросткового возраста.
Физическая культура. 1-2 классы. Учебник
Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С.
Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Предназначен для изучения школьниками основных сведений о физической культуре и спорте, а также о методах выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. В доступной форме описаны разнообразные упражнения для занятий дома. Ответы на многие вопросы, задаваемые младшими школьниками по поводу физической культуры и спорта, представлены в форме красочных изображений. 
Купить

Сложности с письмом и письменными заданиями

Для большинства родителей это одна из главных проблем современных детей в начальной школе. Мы, старшее поколение, учились по программе, включающей в себя предмет «Чистописание». Сейчас этой дисциплины нет, и вопрос каллиграфии беспокоит взрослых, привыкших к мысли, что почерк должен быть аккуратный.

Что делать, чтобы ребенок стал писать красивее?

Красота будущего почерка начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Когда малыши играют с мозаикой, вышивают игрушечной иглой на пластмассовой «канве», лепят, вяжут узлы, рисуют, клеят аппликации, у них развивается мелкая моторика. Подвижные игры со спортивными игрушками (мячи, кольцеброс, кегли) не только способствуют физическому развитию, но и укрепляют плечевой пояс, что тоже поможет красивому письму. Разнообразные упражнения для занятий дома вы найдете в учебниках «Физическая культура» для 1-2 и 3-4 классов.

Специальные пособия, направленные на развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, например, рабочая тетрадь «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи», помогают детям увереннее пользоваться карандашами и ручками.

Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет
Салмина Н.Г., Глебова А.О.
Пособие предназначено для развития пространственной ориентации и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система заданий, предлагаемая в пособии "Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи", формирует навыки, необходимые для графической деятельности (письма, рисования) детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в 1 классе.
Купить

Если вам не нравится почерк ученика, подберите ручку с тонким сердечником и относительно светлыми чернилами. Так тетрадь будет выглядеть опрятнее. Приобретите специальный наконечник, который поможет правильно держать ручку.

Безопасность по дороге домой

Проблемы обучения детей начальной школы уходят на второй план, когда мамы и папы задумываются о безопасности малыша по дороге домой. Не в каждой семье есть свободный взрослый, который может регулярно забирать ученика. Родители продумывают различные варианты: подключают бабушек и дедушек, нанимают нянь, составляют «график дежурства» сопровождения детей домой. Но всё-таки некоторые младшеклассники домой возвращаются одни.

Как научить безопасному поведению?

Взрослым приходится надеяться на самостоятельность ребенка. Не впадайте в панику: ваше настроение только повысит его тревожность. Составьте маршрут безопасности, выделите в нем путь, исключающий перекрестки с большим движением транспорта, плохо освещаемые участки, пустыри и гаражи. Пройдите несколько раз вместе по этой дороге, объясняя, как именно избежать опасных ситуаций по пути домой. Расскажите, как себя вести, если начинается гроза, приближаются собаки или незнакомый человек хочет побеседовать.

Помогите школьнику выучить наизусть домашний адрес и номера телефонов членов семьи. 
Смартфоны позволяют детям звонить родителям, не запоминая номер телефона, а мамам и папам отслеживать маршрут передвижения ребенка. Но если телефон потеряется, то знание родительских номеров выручит ребенка.

Школьная травля (буллинг)

Утверждать, что буллинг относится к исключительно проблемам современных детей в школе было бы лукавством. Печальные подтверждения этому можно найти в фильме «Чучело» (режиссер Ролан Быков), мультфильме «Голубой щенок» (режиссер Ефим Гамбург), сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» и других произведениях. Из современного кинематографа интересен фильм «Чудо» (2017). К счастью, в начальном звене это явление встречается редко, но взрослым важно знать, как предотвратить подобные ситуации между одноклассниками.

По каким признакам понять, что ребенок стал жертвой травли?

  • порванная одежда, учебники, тетради после уроков;
  • следы травм, которые не объясняются естественным образом, не связаны с игрой, случайным падением, кошкой;
  • школьник никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников, очень редко проводит время вместе с ними;
  • нет ни одного друга, с которым можно поиграть, сходить в кино, погулять, заняться спортом, поговорить по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на праздники или он сам не хочет никого видеть в гостях, считает, что никто не придет;
  • страх или нежелание идти учиться, по утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе;
  • длинный и неудобный путь от дома до школы;
  • беспокойный сон, плач во сне;
  • снижение успеваемости и интереса к учебе;
  • несчастный, расстроенный вид, частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
  • ребенок требует или крадет деньги у родителей.

Конечно, по одному-двум признакам нельзя утверждать, что буллинг имеет место. Но если сын или дочь это подтверждает, то обязательно нужно принимать меры!

Как справиться с буллингом?

  1. Где найти информацию

    Антибуллинговая программа для школ «Травли.нет» включает в себя антибуллинговую хартию и два методических пособия — для детей и для учителей. Родителям тоже полезно познакомиться с программой создания психологически безопасной атмосферы в учебных заведениях. Вы узнаете, как распознать буллинг, как детям себя вести в ситуации травли, как взрослые могут преодолеть это явление в детских коллективах.

  2. Что еще можно сделать с проблемой буллинга в образовательной организации

    Чем раньше вы узнали про травлю, тем легче и быстрее можно исправить сложившееся положение. Обязательно обратитесь к классному руководителю, психологу, социальному педагогу и представителям школьной администрации. Если есть школьная служба медиации (примирения), то смело задействуйте и ее возможности. На классном родительском собрании обязательно следует обсудить ситуацию. Важно донести мысль, что буллинг — проблема не одного человека, а болезнь коллектива. Негативные последствия травли затронут всех:

    • у агрессора стремительно растет риск пойти по криминальному пути;

    • у жертвы снижается самооценка, возникает чувство собственной ничтожности, появляется желание мстить;

    • у свидетелей травли укрепляются страх, напряжение, искажаются моральные ценности;

    • педагогов ожидает неуправляемость коллективом, снижение успеваемости в классе;

    • родители сталкиваются с потерей интереса к учебе и непредсказуемостью отношений с детьми.

    Задача взрослых — помочь классу справиться с буллингом. Дети должны понять, что травить подло, а делать вид, что ничего особенного не происходит — это трусость. Обязательно найдутся те, кто заступится за жертву буллинга. Чем больше ребят покажут негативное отношение к травле и агрессору, тем быстрее учителя и специалисты социально-психологической службы нейтрализуют зачинщиков травли и сблизят одноклассников.
    Если же родители и педагоги игнорируют ситуацию, задумайтесь о переводе ученика в другую образовательную организацию. Устойчивая самооценка и крепкая психика ребенка важнее любых родительских принципов.
Чем раньше взрослые приложат усилия для сплочения коллектива и привития школьникам здоровых ценностей, тем дружнее будет класс.

Это сводит вероятность возникновения травли в будущем к нулю. Отлично нейтрализуют зарождение буллинга совместные мероприятия с детьми, поездки, подготовка и проведение праздников хотя и требуют усилий, но помогают детям оставаться дружелюбными и человечными.

Педагог-психолог Ольга Иванова

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.