Что такое школьная готовность?
Школьная готовность (термин «школьная зрелость» - синоним) предполагает, что ребенок уже способен без вреда для физического состояния и психологического здоровья справляться с нагрузками в школе. Это понятие объединяет в себе психологический, педагогический и физический компонент.
Очень часто родители сосредотачиваются именно на предметной (педагогической) готовности и учат будущего первоклассника чтению, письму, счету, забывая о том, что куда лучше отдать это в руки специалистов, работающим по проверенным методикам и обладающим необходимой квалификацией для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и комфортным для первоклассника. Так, система обучения «Начальная школа XXI века» не предполагает у вчерашнего дошкольника знаний по тем предметам, с которыми ребенок познакомится в первом классе. Плюс обучение выстроено так, что учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, степень его готовности к школе – все детки в первом классе очень разные, но процесс обучения будет комфортным для всех.
Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.
Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению?
Случается, что даже очень образованный родителями ребенок, умеющий заученно читать, писать и считать, оказывается совершенно не готов к обучению. Потому что школьная зрелость предполагает, что психика малыша «созрела» - достигла такого уровня развития, который помогает ему участвовать в процессе школьного обучения полноценно. Не секрет, что определенные навыки и знания ребенок лучше усваивает на разных возрастных этапах. Попытаться научить говорить грудничка или решать сложные арифметические уравнения дошкольника – бесполезное и вредное занятие. Ведь мозг ребенка, его корковые и регуляторные функции еще не созрели для усвоения того или иного навыка.
К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:
- Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться; что у него есть потребность в расширении круга своего общения и включения в него будущих одноклассников и учителей; что у него сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать как «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».
- Интеллектуальная готовность к школе означает сформированность у дошкольника памяти, воображения, образного и пространственного мышления; развитую речь; некоторый запас знаний об окружающем мире и умений.
- Эмоционально-волевая готовность – это появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Уровни школьной готовности
Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.
Высокий уровень школьной готовности
Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс? Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет. Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!
Средний уровень школьной готовности
Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.
Уровень школьной готовности ниже среднего
Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год
Низкий уровень школьной готовности
При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.
Для определения школьной готовности разработаны масса тестов - о важнейших из них можно прочитать в наших статьях «Что такое готовность ребенка к школе» и «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.