Чем занять ребёнка дома

Возраст 5–7 лет характеризуется, наряду со многими другими свойствами личности, развитием навыка управления собственными эмоциями, а также умением проявлять свою волю и характер. Для формирования эмоциональной устойчивости дошкольника необходимо соблюдение режима дня, режима занятий и отдыха, прогулок на свежем воздухе. Да, многие родители знают и выполняют рекомендации врачей и педагогов. Но как быть, если второй день за окном льёт дождь или несколько дней подряд стоят трескучие морозы? Именно тогда мы вспоминаем домашние игры и занятия для детей. Они позволят не только увлечь малыша, но и освободить немного времени для маминых дел.

Какими должны быть игры дома?

Если вы планируете занять гиперактивного ребёнка какой-либо игрой дома, то необходимо помнить о нескольких важных правилах для таких занятий.

  • Безопасность. Подбирайте игры, в которые ребёнок сможет играть без постоянного родительского наблюдения. Ребёнок 5–6 лет ещё довольно маленький, при этом в нём просыпается исследовательский дух и растёт смелость, которые могут привести к неприятным последствиям. Поэтому предложить поиграть ему в наборы типа «Юный химик» или «Юный физик» без контроля взрослых будет неудачной идеей. Существует множество других безопасных и увлекательных занятий.
  • Доступность. Чтобы по-настоящему увлечь ребёнка игрой, нужно чётко понимать, для какого возраста она предназначена. Конечно же, существуют универсальные занятия, интересные в любом возрасте, – это различные виды творчества (рисование, лепка, конструирование). Кроме того что занятия творчеством увлекательны, они несут несомненную пользу, так как развивают мелкую моторику. Но задание не должно быть слишком сложным для малыша.
  • Продолжительность занятия одного типа. Чтобы малыш не утратил интерес и дал маме заняться срочными делами, необходимо подумать о времени. Распланируйте занятия так, чтобы на один и тот же вид приходилось не более 10–15 минут для ребёнка 5 лет и 20–25 минут для ребёнка 6–7 лет. Например, рисуйте красками 15–20 минут, затем переключите его внимание на другое задание. Можно попросить малыша спеть песню или показать танец под его любимую музыку.
  • Полезность. Да, желательно, чтобы при выборе игр перевес оказался на стороне полезных занятий. Это не значит, что такая игра будет менее интересной. В дошкольном возрасте малыш учится всему через игру, а значит, вы на верном пути.

10 способов занять малыша

  1. Строим шалаш. Многие помнят свои детские впечатления от возможности посидеть в шалаше, который сами построили в саду или в лесу. Дома тоже можно соорудить «шалаш», и вы забудете о своём сорванце минимум на полчаса, а то и больше. Для строительства отлично подойдут два стула и пара простыней либо покрывал. Можно предложить малышу принести в шалаш свои игрушки и поиграть в гости (дети в этом возрасте уже прекрасно играют в ролевые игры).
  2. Делаем газету. Вы правильно поняли – делаем на ватмане общую картину. Для этого вам понадобится ватман и несколько журналов с интересными крупными картинками. Вначале объясните ребёнку ваш замысел, расскажите сюжет. Возможно, стоит показать малышу примеры подобных работ, например в Интернете, чтобы он ясно себе представил, как должно выглядеть будущее творение. Следующий этап – посадить ребёнка вырезать картинки, которые вы вместе выбрали. Напоминаем, контуры картинок для вырезания должны быть простыми, соответствовать возрасту и навыкам вырезания. Таким образом минут двадцать у мамы освобождается. Но желательно помнить, что ножницы – инструмент опасный, и маме лучше приглядывать за маленьким «газетчиком».
  3. Играем в хозяина (хозяюшку). Малыша обычно не нужно просить помочь в домашних дела, его желание участвовать в том, что делает мама, естественно. Дошкольники с большой охотой помогают родителям. Надо только запастись терпением и предложить ребёнку сделать то, что ему под силу: протереть мебель от пыли, накрыть на стол, помыть столовые приборы и просушить их, разложить свои вещи по полкам в шкафу.
  4. Сувенир своими руками. Тесто для лепки, состоящее из воды, муки и соли, ребёнок с удовольствием приготовит сам, подготовьте ему только ингредиенты в нужном количестве. Для большего интереса можно разделить тесто на части и покрасить каждую в отдельный цвет с помощью пищевых красителей. Затем предоставьте ребёнку лепить всё, что ему вздумается, фигурки из солёного теста отлично развивают фантазию. После духового шкафа фигурки затвердевают и могут храниться длительное время. Это отличный подарок для друзей и родственников.
  5. Разноцветная крупа. Для этого занятия нужен поднос и полкило крупы, лучше всего подойдёт рис. Разделите крупу на 3–4 части и окрасьте в разные цвета. Если дома нет пищевых красителей, можно использовать обычные акварельные краски. Ребёнок в 5–7 лет уже понимает, что краска не должна попасть в рот. Затем высыпаете крупу на поднос и даёте ребёнку возможность «рисовать». Принцип тот же, что и в рисовании песком, очень увлекательно и безопасно.
  6. Аппликации без бумаги. Поделочным материалом для необычной аппликации может послужить тот же самый цветной рис. На листе картона ребёнок рисует контуры будущей картины. Затем нужно хорошенько нанести клей. Желательно, чтобы клей не был быстросохнущий. После этого малыш может аккуратно посыпать участки картины рисом необходимого цвета. Вместо риса можно взять любую другую крупу или несколько круп разного вида: разная фактура только украсит картину.
  7. Пускаем в плавание. Запустить в плавание можно всё что угодно: лодку, катер, рыбок – любые игрушки для купания. В таз наливается тёплая вода, и радостный малыш забывает о вас минимум на 20 минут.
  8. Пазлы своими руками. Магазинные красочные пазлы тоже будут актуальны. Но ребёнку гораздо интереснее сделать их самому. Для этого берём картинку из любых детских журналов на плотной бумаге. Если бумага тонкая, то предварительно приклейте картинку на белый картон. Затем предложите ребёнку на обороте нарисовать линии, разбивающие картинку на 20–30 частей. Желательно, чтобы линии были прямыми – так малышу будет проще разрезать будущие пазлы. Вообще, дети даже в возрасте 5 лет уже умеют неплохо пользоваться ножницами. Следовательно, это занятие подойдёт для организации досуга ребёнка в домашних условиях и в 5, и в 7 лет. Вырезание развивает мелкую моторику, и это прекрасный повод научить ребёнка этому нужному навыку. А сама игра в пазлы развивает логическое мышление.
  9. Весёлые старты. Даже очень усидчивые дети нуждаются в подвижных играх. Поэтому не забываем чередовать творческие занятия с активными физическими. Хорошо, если у вас двое малышей или в гости пришли друзья. Но можно устроить «весёлые старты» и одному ребёнку. Задания могут быть абсолютно разными:
    • проползти на четвереньках из одного конца комнаты в другой на время;
    • прыгнуть с места: очертите границу скакалкой и замерьте длину прыжка сантиметровой лентой, дайте три попытки;
    • прыгать со скакалкой, чем больше получится прыжков подряд, тем лучше;
    • ловить мяч, при этом называть виды растений, животных, фруктов, овощей, представителей живой и неживой природы. Двойная польза от упражнения очевидна! Вы можете расширить список упражнений. Главное – не забудьте похвалить малыша и после завершения игры дать ему награду.
  10. Карта сокровищ. На листе альбомного формата нарисовать план-схему вашей квартиры и крестиком отметить место, где спрятаны яблоко или конфета. Ярко разрисовать и стрелочками указать путь, который нужно проделать, чтобы дойти до места и получить клад. В местах остановок оставьте бумажки с загадками. За каждую угаданную давайте малышу палочку или монетку. Когда малыш соберёт их необходимое количество, то он может завершить квест и насладиться наградой.

Фантазия детей безгранична, и фантазия взрослых не должна отставать от детской. Придумывайте занятия вместе и выполняйте их с желанием и радостью. Родителям при этом необходимо помнить, что все способы занять ребёнка дома должны быть игровыми и ни в коем случае не напоминать школьные уроки. Ведь задача дошкольного образования – развить ребёнка, а не научить. Гармонично развитый малыш, придя в школу, научится всему с лёгкостью. Особенно это актуально при правильном подборе школьной программы, такой как «Начальная школа XXI века», которая не потребует от малыша в первые дни обучения того, что он не должен уметь, – писать, считать и читать.


Софья Рогозинская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.