Что такое «готовность ребёнка к школе»?

Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Отвечаем на эти вопросы.

Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

Какая готовность к школе бывает

Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

  • социальную готовность,
  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • физическую готовность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

Психологическая готовность к обучению в школе

Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

Интеллектуальная готовность к школе

Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

Физическая готовность к школе

Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

Критерии оценки готовности к школе

Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша.

В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Что делать, если малыш не готов к школе?

Бывают ситуации, когда после прохождения тестирования и консультаций со специалистами родителям говорят о низкой готовности их ребёнка к школьному обучению или же и вовсе о неготовности их малыша к первому классу. Что делать?

Прежде всего, не паниковать. Грамотные психологи, врачи и педагоги всегда дадут необходимые советы и рекомендации.

Конечно, лучше позаботиться заранее о развитии вашего малыша и начать оценивать готовность к школе в 5–6 лет, чтобы при необходимости было время для корректировки процесса психологического и физического созревания ребёнка.

К слову, нет необходимости спешить отдать в школу малыша в шесть лет. Возможно, через год он созреет и физически, и психологически и те же самые тесты дадут совсем иной результат, который порадует педагогов и родителей.



Софья Рогозинская
Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.