Назад вернуться к Полезной информации

Должен ли дошкольник уметь читать

Должен ли дошкольник уметь читать

Большинство взрослых ответят на этот вопрос утвердительно. Практика показывает, что родители стремятся научить ребёнка чтению и счёту как можно раньше, иногда с двух-трёхлетнего возраста, аргументируя свои действия тем, что «это понадобится в школе». Тревоги родителей вполне понятны, однако мы рекомендуем руководствоваться принципом «не навреди».

Когда начинать обучать ребёнка чтению

Психофизиологи считают, что до четырёх лет мозг ребёнка вообще не готов перерабатывать такую абстрактную информацию, как буквы и цифры. На деле мы видим кроху, знающего буквы не только русского, но и английского алфавита, но при этом засыпающего с пустышкой и в памперсе. Дисбаланс в развитии навыков нарушает эмоциональную сферу ребёнка и проявляется в пугающих симптомах: невротических реакциях, тревогах, страхах, капризах, повышенной возбудимости, вспыльчивости, требовательности ребёнка. Это сигналы, что мозг не справляется с предложенной ему нагрузкой. Нередко ребёнок, умеющий читать предложения в столь раннем возрасте, до конца не понимает смысл прочитанного им текста, для него изображение буквы – это лишь картинка, имеющая своё название, настоящее понимание письменной речи (чтения и письма) произойдёт сильно позже.

Поэтому, несмотря на желание быть впереди или как минимум не хуже, призываем очень осторожно и ответственно отнестись к вопросу раннего обучения чтению вашего 5–6-летнего дошкольника. Подождите с изучением букв до поры готовности ребёнка. Научить ребёнка читать – не главное, что необходимо дошкольнику в этом возрасте. Можно сказать, что самостоятельное чтение – это лишь «верхушка айсберга», основанием которого являются:

1) благополучное развитие речевого восприятия и речевой деятельности ребёнка. Для освоения письменной речи (умения читать и писать) речевое развитие крохи должно соответствовать следующим требованиям:

  • речь малыша стала чёткой и понятной, связанной и логичной, он свободно может выражать свои переживания, рассказывать об увиденном, поддерживать диалог;
  • ребёнок полностью понимает текст, может пересказать содержание, находит причинно-следственные связи;
  • дошкольник может произвести звуковой анализ слова – определить первый и последний звуки, найти звук в слове, определить звук как гласный и согласный, согласный – как звонкий и глухой, разбить слово на слоги, найти ударный слог.

2) появление у ребёнка интереса к чтению, к книге. Желание послушать книжку и рассмотреть картинки вместе со взрослым есть у большинства малышей – это естественная для ребёнка потребность в новых интересных впечатлениях. Если читать крохе интересную и доступную литературу, обращаться к книге в поиске интересующей информации, то постепенно ребёнок поймёт, что именно чтение – это источник знаний и ярких впечатлений.

Так ли важна скорость чтения?

Когда такое отношение к книге появилось, малыш сам выразит желание научиться читать – это сигнал, что пора начать заниматься обучением. В каком возрасте это произойдёт, зависит во многом от индивидуальных темпов развития: кто-то готов учиться читать уже в пять лет, а кто-то только к семи (а то и позже) годам.

Формально говоря, этот навык является школьным, его формирование – задача начальной школы, и требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, навыков быстрого чтения никто не будет. Имея крепкую базу (речевое благополучие и интерес к чтению), ребёнок легко и с удовольствием начнёт читать, уже будучи первоклассником. А вот если у малыша не сформированы вышеперечисленные качества и умения, то и школьное обучение может оказаться для него трудным. Поэтому так важно, чтобы образовательная система учитывала особенности каждого ребёнка, чтобы ему было комфортно в процессе обучения.

Система учебников «Начальная школа XXI века» обеспечивает комфортное и успешное освоение материала за счёт реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку, постепенная адаптация ребёнка к процессу обучения позволяет сделать его интересным и гармоничным. 

Ребёнок овладевает навыком чтения постепенно. Сначала он учится читать вслух медленно, по слогам. Этот этап всегда сложен для малыша, он требует большого терпения, настойчивости и усидчивости. При постоянной тренировке речь ребёнка при чтении становится все более плавной, размеренной, увеличивается темп, появляется интонация – это признаки того, что навык автоматизируется, закрепляется.

Как заинтересовать дошкольника увлекательным процессом чтения книг? Прислушайтесь к рекомендациям психолога.

  • А вы сами читаете? Не забывайте! Лучший пример для ребёнка – родительский. Если малыш часто видит маму и папу с книжкой в руках, он непременно заинтересуется.
  • Заведите ритуал вечернего чтения на ночь. Пусть этот процесс ассоциируется у малыша с чем-то уютным, приятным и радостным. А от совместных чтений, во время которых мама читает сыну или дочке, до чтения сказки по ролям не так уж далеко.
  • Не сравнивайте малыша с другими! Да, возможно, мамы вокруг с гордостью говорят, что их дети давно читают не по слогам, а сложноподчинёнными предложениями. И вы говорите! Очень важно оценивать только успехи самого малыша относительно его прошлых результатов (и поменьше верить другим мамам).
  • Не принуждайте, а играйте. Возможно, интерес к чтению у малыша ещё не проснулся, и именно игра поможет его пробудить.

Игры для любознательных

Мы не устаём повторять: будущего первоклассника не надо учить читать специально. Но что остаётся делать маме, если сам дошколёнок рвётся изучать грамоту? Не стоит тормозить такой благой порыв, интерес к новым знаниям обязательно нужно поддерживать. Как?

  • Игра в слова. Очень известная – и очень полезная: каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Города, фрукты, овощи, средства передвижения, всё, что видите вокруг: можно ограничить игру какой-то определённой темой, а можно дать максимально широкую возможность выбора. Ребёнок не только познакомится с буквами и звуками, но и существенно расширит свой словарный запас.
  • Как можно больше. Придумай как можно больше слов на букву С или на букву А. Это ещё одна разновидность игры в слова, не менее интересная.
  • Объясни, как понимаешь. Для этой игры придётся вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения, яркие метафоры и аллегории («красна девица», «Красная площадь», «Не рой другому яму») – и попросить малыша объяснить, как он их понимает. Игра расширяет не только словарный запас, но и кругозор.
  • Загадки – ещё одно весёлое и очень развивающее занятие.
  • Найди букву. Если вы читаете книжку вместе и малыш уже знает какие-то буквы, попросите находить их в тексте. То же можно проделывать буквально на ходу: например, одним из любимых занятий детей является чтение вывесок.

Пожалуйста, не подгоняйте своего маленького «ученика». Да, навык чтения (именно с позиции понимания, осознания содержания и смысла читаемого текста) очень важен, ведь он формирует базу для будущих образовательных успехов ребёнка, в дальнейшем именно он поможет в лучшем усвоении учебного материала, станет фундаментом для освоения школьной программы в более старших классах. Берегите и прививайте любовь ребёнка к чтению, демонстрируйте её собственным примером, не идите на поводу родительских амбиций. Пусть ребёнок познаёт мир в удобном для себя темпе.


Анна Павлова, детский психолог


Напишите нам, мы онлайн!Бизнес-мессенджер