Назад вернуться к Полезной информации

Дошкольные занятия, во что поиграть с ребёнком 5–6 лет?

Дошкольные занятия, во что поиграть с ребенком 5-6 лет

Если родителей ребёнка младшего дошкольного возраста более всего беспокоят сон, игрушки, прогулки и хорошее настроение малыша, то у родителей 5–6-летнего дошкольника появляется осознание того, что не за горами школа и «надо что-то делать». Неспроста этот период называют старшим дошкольным возрастом.

Можно, конечно, доверить весь образовательный процесс педагогам детского дошкольного учреждения. Но есть малыши, которые не посещают детский сад. И есть родители, которые стремятся в этот период дать ребёнку как можно больше знаний и возможностей развиваться. В настоящее время выбор полезных для развития ребёнка увлекательных занятий достаточно широк: интересные развивающие пособия и книги, различные развивающие игры,  в которые можно играть вместе с мамой, и многое другое.

К чему стремиться в возрасте 5–6 лет?

Не удивляйтесь, но мы не будем говорить о том, сколько слов в минуту должен читать ребёнок к первому классу или какие примеры решать, потому что дошкольник этого уметь не должен. Ведь этот период так и называется – дошкольный возраст. В свою очередь, это означает, что при правильно выбранной школьной программе, такой как  «Начальная школа XXI века», ребёнок всему будет учиться в школе, и делать это с интересом, радостью и в комфортном для него темпе.

Но есть важные психические процессы, навыки и знания, без должного развития которых ребёнок не сможет усваивать школьный материал. Это:

  • память,
  • воображение,
  • мышление,
  • развитая речь,
  • знания об окружающем мире.

Опираясь именно на эти составляющие дошкольного развития, мы и будем говорить о том, чему необходимо учить ребёнка в возрасте 5–6 лет.

Память. У ребёнка формируется произвольная память. Это значит, что пяти-шестилетка может запомнить что-то (например, показанные ему сочетания предметов) усилием воли, тогда как в раннем возрасте в большей степени работает механическая память: малыш запоминает слово или предмет не задумываясь. Также показателем появления произвольной памяти является способность к заучиванию стихотворений.

Воображение помогает малышу сочинять интересные истории с последовательными событиями. Некоторые пятилетки уже начинают сочинять сказки, придумывать и рисовать животных из мира фантазии. Таким образом, к 5–6 годам ребёнок может сочинить небольшую историю или сказку на заданную тему с заданным персонажем, а также нарисовать неведомое животное или сказочного героя.

Мышление. Формирование образного мышления у старших дошкольников позволяет им решать простые задачи в уме. Логическое мышление помогает детям выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, обобщать предметы на основании одного-двух признаков. Для гармоничного развития нельзя отдать предпочтение одному из видов мыслительной деятельности – развивать логическое мышление необходимо наряду с развитием образного мышления.

Речь. В речи у ваших малышей уже не должно быть недостатков в произношении звуков. Дети данного возрастного периода с выражением рассказывают стихотворение, с помощью взрослого составляют рассказ на основе картинки, пересказывают небольшой простой текст. Лексический запас ребёнка с каждым годом расширяется, поэтому не забудьте об использовании в речи антонимов и синонимов.

Окружающий мир для любого ребёнка чрезвычайно интересен, поэтому дать знания о его устройстве не составляет труда. Для 5–6-летнего ребёнка важно знать распорядок дня, дни недели, ориентироваться во временах года; знать основы строения человека, основных представителей животного мира, птиц, насекомых, растений. Малышам нужно помочь разобраться в явлениях природы и устройства земного ландшафта, выучить свои фамилию, имя и отчество (а затем имена и фамилии членов семьи). Знание домашнего адреса поможет ребёнку в случае возникновения нестандартной ситуации. Кроме того, будущему первокласснику необходимо ориентироваться в окружающих его предметах обихода, в профессиях и орудиях труда.

Чем и как заниматься с ребёнком?

Прежде чем предлагать ребёнку развивающие задания, напомним, что не рекомендуется проводить занятия для обучения чтению или письму.

Память

  • Упражнение «Числовой ряд». Называйте ребёнку подряд 3–5–7 различных чисел и просите повторить. Постепенно усложняйте задание, используя не только числа из первой десятки, но и двузначные, даже трёхзначные.
  • Упражнение «Видеоряд». Карточки с изображением различных предметов показывайте на 10–15 секунд, а затем закройте их и попросите перечислить все предметы, которые ребёнок запомнил. Постепенно увеличивайте ряд: начинайте с 4–5 карточек и доведите их количество до 8–10 (можно больше).
  • Заучивание и рассказывание с выражением стихов – это отличная тренировка памяти и возможность развить артистический талант.
  • Пение песенок – это замечательное занятие, развивающее память, музыкальный слух и умение воспроизводить услышанное.

Воображение

  • Конструктор. Подойдёт любой конструктор, но желательно, чтобы ребёнок конструировал не по схеме или инструкции, а сам придумывал и воплощал образы.
  • Лепка. Пластилин – отличный материал для самовыражения, развивающий мелкую моторику. Ребёнок может лепить не только фигурки животных, но и целые сюжеты. Предложите «нарисовать» пластилином целую картину на картоне, можете нарисовать вместе с ребёнком.
  • Аппликация. Придумать, вырезать и наклеить – сразу три развивающих действия.
  • Слушание сказок рождает в голове ребёнка многочисленные образы, яркие и интересные. А их дальнейшее воспроизведение доставит немало удовольствия не только детям, но и взрослым. Распределите роли и играйте!

Мышление

Для развития мышления пользуются не только логическими заданиями, но и такими методиками, как экспериментирование. Эксперимент даёт ребёнку возможность не бояться ошибиться, ведь отсутствие результата тоже результат!

  • Лабиринт. С помощью карандаша попросите ребёнка пройти лабиринт и найти выход из него.
  • Разгадывайте загадки. И составляйте их сами: пусть малыш попробует задумать и описать действие либо предмет, а вы – угадать загаданное.
  • Задание «Найди, чего недостаёт». В ряду похожих предметов, имеющих общий признак, попросите найти одно изображение, на котором этот признак отсутствует, и дорисовать «недостачу».
  • Геометрический ряд, выстроенный в определённой последовательности, – прекрасное упражнение для развития анализа.
  • Проводите вместе простые опыты. Самый простой – заморозить в стакане воду, а затем растопить лёд. Подобные эксперименты прибавят и знаний об окружающем мире.
  • Рисуйте друзей: пусть ребёнок нарисует самого высокого и самого низкого друга, потом друга, который выше самого низкого, но ниже самого высокого. Затем подпишите вместе их имена. Сложная задача, но ваш ребёнок к семи годам сможет с нею справиться.

Речь

Развитие речи лучше всего проводить на индивидуальных занятиях.

  • Выучите как можно больше скороговорок на разные буквы.
  • Пересказывайте истории с большим количеством подробностей или описывайте картинку столь же подробно.
  • Играйте в города, фрукты, овощи, животных с целью формирования большего словарного запаса.
  • Подбирайте антонимы и синонимы к словам.
  • Попросите ребёнка назвать как можно больше признаков одного предмета. Например, яблоко «круглое», «красное», «сладкое», «сочное».

Окружающий мир

  • Используйте электронные викторины с карточками и загорающейся лампочкой при правильном ответе. Очень наглядно и интересно малышу!
  • Тематические игры. Называйте по очереди домашних животных, диких животных, птиц, морских обитателей. Выигрывает тот, кто дал ответ последним.
  • Циферблат со стрелками, которые может переводить сам ребёнок, поможет освоить время и понимание распорядка дня. Вместе нарисуйте яркое расписание на неделю по дням и познакомьтесь с понятиями «день» и «неделя».
  • Играйте в профессии: повар, врач, учитель, продавец, строитель.

Советы по организации занятий

Постарайтесь проводить занятия каждый день. Регулярность повышает запоминаемость.

Выделяйте для занятий по 15 минут для каждого блока. Между ними делайте перерыв для физических игр или гимнастики.

Оборудуйте по возможности место для занятий так, чтобы на столе не было лишних вещей, игрушек. В правильно организованном рабочем месте ребёнку будет легче сосредоточиться.

Если ребёнок не может выполнять задания с первого раза, проявите терпение: ваш малыш ещё только в начале пути знаний.


Софья Рогозинская