Назад вернуться к Полезной информации

Ошибки родителей в общении с учителями

Ошибки родителей в общении с учителями

Первый год в школе таит много нового не только для первоклассников, но и для их родителей. Изменившийся режим дня, новое окружение и, конечно, первая учительница. Эффективному общению родителей и классных руководителей помогут наши «вредные советы». Вот что точно не стоит делать.

Состязаться с педагогами начальных классов за авторитет

В первую очередь стоит понять, что значительную часть дня ребёнок будет проводить с учителями начальной школы, которые должны стать для мальчиков и девочек настоящим авторитетом. Родителям учащихся зачастую сложно принять, что теперь они не единственные выносят оценку поведению ребёнка, дают советы и выдвигают определённые требования. Однако действовать нужно сообща! Педагоги стремятся дать школьникам всё необходимое, что становится весьма проблематично, если родители позволяют ребёнку игнорировать рекомендации учителя.

Оценивать профессионализм учителя во всеуслышание

Перед тем как обсуждать с другими членами семьи и друзьями компетенцию учителя и его методы работы, стоит убедиться, что ребёнок не слышит ваши замечания. Подвергая сомнению профессионализм преподавателя, вы даёте школьнику повод последовать вашему примеру. У родителей часто есть некое идеальное представление об учителе, школе и учебном процессе в целом, сформировавшееся задолго до поступления в первый класс. Но даже если по каким-то причинам идеал не кажется вам достигнутым, ребёнку об этом знать необязательно.

Обсуждать школьные дела с учителем при ребёнке

Мы все понимаем, что в современном ритме жизни бывает сложно выкроить время для обсуждения текущих дел. Стремясь к эффективному взаимодействию, родители склонны начинать объединять несколько дел воедино. Например, обсуждать с учителем плохую оценку и другие школьные проблемы, забирая ребёнка с уроков. В этом таится сразу несколько негативных моментов, так как школьник может по-своему интерпретировать разговор. Например, решит, что мама или папа не согласны с решением педагога, оспаривают его, а значит, и ему можно так поступать, ведь родители всегда правы. В таком случае может пострадать авторитет учителя.

Обвинять классного руководителя в неудачах ученика

Успехи ребёнка в обучении – это результат взаимодействия педагогов с родителями. Перед тем как обвинять классного руководителя в чём-то, стоит подумать, как в этой ситуации можно ему помочь. Просто сравните два варианта начала разговора: «Почему Ваня до сих пор плохо пишет и читает?» или «Я заметила, что Ване всё ещё плохо даётся чтение и письмо, как вы думаете, чем мы можем ему помочь?» После какого из них захочется обсуждать проблему и вообще вести беседу? Помните, что помогать ребенку в достижении учебных вершин – не только работа учителя, но и во многом обязанность родителей.

Каждый ученик в классе – часть коллектива. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка и при необходимости корректирует свой подход. Но выделять кого-то среди остальных не обязан.

Копить обиды

Причины конфликтов между учителем и родителем могут крыться в разных вещах. Бывает, родители обвиняют педагога в несправедливом оценивании работ, выделении любимчиков или неспособности найти подход к ученику. Учитель со свой стороны может негативно отозваться о воспитании ребёнка. Не всегда эти острые вопросы обсуждаются по мере их появления.

Накопившиеся недовольства и претензии, несомненно, сказываются на конструктивном общении. Эта проблема свойственна любым формам человеческих взаимоотношений. Однако в школьных конфликтах родителей с учителями есть одна важная особенность: главным пострадавшим станет третья сторона – ученик.

Только если педагоги и родители станут союзниками в образовательном процессе, они будут на стороне ребёнка. Скорректировать способы взаимодействия не так уж и сложно. Важно чётко осознать, что основой успеха является совместная деятельность, в рамках которой каждый участник следует своей роли и выполняет возложенные на него обязательства.

Правила этикета для родителей

Не беспокойте понапрасну. С развитием средств связи к классическим трудностям во взаимоотношениях между родителями и учителями добавилась излишняя доступность. Наверняка у вас есть личный телефон педагога, чат с ним и возможность связаться через социальные сети. Но не спешите писать и звонить классному руководителю по любому возникшему вопросу. Обсуждать ошибки в классной работе без тетради под рукой весьма затруднительно. А вопрос «Нужна ли сменная обувь на экскурсию в музей» вообще не требует обязательного внимания учителя.

Для работы – рабочие часы. Быть учителем – это, конечно, призвание, но в первую очередь работа. Просто вспомните, что учеников в классе немало, а у педагога есть личная жизнь. Все текущие вопросы можно обсудить на родительском собрании, а экстренные – хотя бы в рабочие часы. Аналогично обстоят дела со случайными встречами в общественных местах.

Мнение учителя: «К сожалению, часто родители забывают, что учитель тоже человек: женщина, мать, жена. "А объясните ему задание после уроков?", "Я задержусь, пусть с вами посидит". Такие просьбы, к сожалению, не редкость».

Будьте тактичными по отношению к ребёнку. Мнение учителя: «Я считаю неправильным задавать вопросы "Как мой Вася?" на общем родительском собрании. Неэтично учителю рассказывать о каждом ребёнке при всём классе: кто-то из родителей будет усмехаться или даже злорадствовать, а кто-то краснеть, сгорая от стыда. Поэтому логичнее договориться с учителем об индивидуальной встрече и всё узнать именно на ней».

Готовьтесь ко встрече. Не забывайте, что помимо преподавательской деятельности у учителей есть немало бумажной работы. Поэтому ко встрече с педагогом в стенах школы нужно относиться как к любому другому деловому мероприятию: договориться о визите заранее, подготовить вопросы и запастись аргументами для беседы.


Юлия Соколова