СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – так звучит «диагноз» гиперактивных деток. Строго говоря, синдром – это состояние, совокупность симптомов, но еще не заболевание. Поэтому и диагноз пишем в кавычках.
Чем же отличаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания от остальных, не столь активных? Прежде всего – несвойственной возрасту импульсивностью, неспособностью сосредоточиться, сконцентрироваться. Они не могут усидеть на месте, очень эмоциональны, легко «вспыхивают», раздражаются или злятся. Их внимание ничем невозможно привлечь надолго, зато отвлечься они могут «на раз». «Живчики», «шустрики», даже «энерджайзеры» - так зовут их домашние. А врачи и психологи, описывая детей с СДВГ, используют другие термины. Например, упоминают про моторный тип развития, про аффективность.
Есть у гиперактивных малышей и более тревожащие проблемы, нежели неумение справиться с собственной нервной системой. Так, у них неустойчивый аппетит, им знакома бессонница, они бывают рассеяны и неуклюжи (из-за чего опасность падений возрастает). Нередко у них страдает самооценка, им трудно дается общение со сверстниками, они не умеют выстраивать отношения. Согласно статистике, таких детей становится в мире больше с каждым годом. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, в России СДВГ диагностируют каждому пятому ребенку в возрасте 7-11 лет. А некоторые психологи склоняются к мнению, что гиперактивностью в той или иной степени страдает от 16,5% до почти половины всех детей.
Как распознать СДВГ?
Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.
- Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
- Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
- Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
- Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
- Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
- Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
- Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
- Не закончив одно дело, бросается делать другое.
- Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
- Болтает без умолку.
- Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
- Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
- Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
- Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.
Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.
Причины гиперактивности у ребенка
Врачи полагают, что этот синдром – следствие микроскопического органического поражения головного мозга, которое при диагностике не может быть определено (так называемой минимальной мозговой дисфункции). Она могла возникнуть потому, что еще во время беременности что-то пошло не так: наблюдалась внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), заболевание будущей мамы, хроническое или острое, а возможно, в дело включились генетические факторы, или роды были не очень простыми. Мальчики примерно вдвое чаще страдают от СДВГ, и врачи видят причину в том, что на ранней стадии развития плод мужского пола более уязвим к разного рода патологиям беременности и родов.
Какие проблемы с адаптацией к школе возникают?
Родителям гиперактивного ребенка приходится непросто: мало того, что дома маленький «вулканчик» способен натворить дел, так и далеко не все окружающие готовы мириться с его соседством. Для учителя первоклассник с СДВГ – тоже задачка не из простых: чтобы помочь ему адаптироваться в школе, придется приложить гораздо больше усилий и потратить больше времени, чем на адаптацию других детей.
Какие сложности в первом классе могут подстерегать ребенка?
- Интеллектуальные способности гиперактивных деток обычно выше среднего, но при этом часто наблюдается:
- Недостаточность речевого развития
- Несовершенная тонкая моторика (такие дети хуже пишут, рисуют)
- Сниженный интерес к знаниям, к приобретению интеллектуальных навыков
- Отсутствие систематичности в занятиях, требующих внимания и концентрации.
Все это может стать помехой в учебной деятельности.
Малыш с СДВГ – вспыльчив и гневлив, следовательно, с одноклассниками ему уживаться непросто. Конфликты почти неизбежны, а те, кто не вступает в него, стараются держаться от ребенка подальше – это, согласитесь, не способствует доброжелательному общению.
Жалобы на ребенка с СДВГ других родителей – тоже довольно частое явление.
Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда у детей гиперактивность проявляется наиболее остро. Причина в том числе в том, что именно в этом возрасте малыш вынужден переходить от ведущей игровой деятельности (которая давала выплеск его энергии) к ведущей учебной. Интеллектуальные нагрузки увеличиваются, от малыша требуются другие, несвойственные ему навыки: умение концентрироваться, терпеть, сидеть в неподвижной позе длительное время, доводить дело до результата, делать задания одно за другим. Школа – это система правил, норм, требований и регламентов для жизни ребенка. А как втиснуть в правила и регламенты малыша, который попросту не может быть организованным, неподвижным и тихим?
Вот почему проблема школьной дезадаптации у таких гиперактивных деток проявляется в наиболее сильной степени. И только образовательная система, которая учитывает индивидуальные нужды каждого ребенка, способна адаптироваться под его уникальность, способна максимально облегчить вхождение этих детей в образовательный процесс. Такая система, как «Начальная школа XXI века», является программой, рассчитанной на детей с разным уровнем подготовки к школе и разными психофизическими особенностями. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку обучение по этой программе может быть комфортным и корректным даже для непоседливых, импульсивных и рассеянных малышей. Так образовательная система делает школьную среду соответствующей возможностями каждого ребенка.
Гиперактивность характеризуется повышенной потребностью в движении. Поэтому просидеть за партой 30-45 минут для ребенка с гиперактивностью задача непосильная. А ведь еще и на переменах бегать не разрешают! Игровая зона, где малыш сможет сбросить напряжение, справиться с агрессивностью с помощью активных игр, очень важна для такого ребенка.
Поскольку гиперактивный ребенок не может дождаться окончания вопроса учителя и отвечает без разрешения, часто кричит ответ с места, возможен диссонанс между школьными правилами и поведением ребенка. Важно предупредить учителя об особенностях малыша и выработать совместно методику взаимодействия с ним.
Если ребенок с СДВГ устает (а устает он быстро), он еще сильнее теряет концентрацию внимания. Результат – масса ошибок и небрежности во время выполнения заданий. При этом он все знает, однако стандартная система оценок знаний, умений и навыков, принятая в школе, попросту не рассчитана на особенности гиперактивного ребенка. К счастью, в первом классе оценок не ставят, однако эту проблему придется решать – также совместно с учителем и при активном участии родителей в развитии и воспитании малыша.
Требовать каллиграфического (или хотя бы понятного) почерка от первоклассника-непоседы – пустая задача. Навыки чтения, письма у ребенка с СДВГ нарушены не только из-за проблем с вниманием, но и из-за недостаточного развития мелкой моторики, координации движения, речевого развития, зрительного восприятия. Стоит учитывать, что наглядные учебные пособия и тактильная поддержка (счетный материал, инфографика, карточки, игрушки-антистресс и т.п.) способствуют усвоению информации гиперактивным ребенком.
Задачи, с которыми предстоит столкнуться в период подготовки к школе и адаптации к первому классу, решаются комплексно при участии родителей, педагогов, психологов и врачей (неврологов, психиатров). Педагогическая и психологическая коррекция может сочетаться с медикаментозной терапией. Но важнее всего – участие родителей, их терпеливый и системный подход к воспитанию гиперактивных детей.
Плюсы гиперактивности
Да, они тоже есть, и очень важно знать о них и родителям, и учителям.
Гиперактивные детки всегда более креативны, нестандартно мыслят, способны одновременно думать в нескольких направлениях – их мышление очень гибкое, а ответы поражают оригинальностью.
У них «всегда есть план». А точнее, несколько различных вариантов одного ответа. Более того, они никогда не отвечают одинаково дважды даже на один и тот же вопрос! Если ответ предполагает точность – например, учитель хочет слышать результат решения уравнения – гиперактивный ученик скучает и «тормозит». Но если нужно продемонстрировать несколько способов решения одной и той же задачи, тут «живчики» на коне.
С ними не соскучишься. Да, если относиться к их постоянному желанию влезть во все и сразу как к помехе, возникают сложности. Но в организации мероприятий, где требуется вовлечение всех участников, нет никого лучше гиперактивных малышей, которые успевают тормошить всех и сразу.
Советы психологов родителям
- Будьте сдержанны и терпеливы. Иногда за «выходки» ребенка хочется наказать, накричать на него или как-то иначе бурно отреагировать. Но давать выход своим собственным эмоциям, особенно негативным, не стоит. Не стоит усугублять напряженную обстановку вокруг эмоционально лабильного малыша.
- Поддерживайте свое чадо в каждой попытке вести себя «правильно», то есть конструктивно, позитивно и подчиняясь правилам. Ему, поверьте, это непросто дается!
- Помиритесь с близкими. Конфликты в семье, в которой растет гиперактивный ребенок, провоцируют усугубление его состояния. Поэтому в повседневном общении постарайтесь избегать упреков, обид, категоричных оценок, криков, угроз – словом, любых провоцирующих факторов, даже если ваши эмоции направлены не на ребенка, а на других членов семьи.
- Не ругайте, а переключайте внимание. Делайте это с юмором и легко. Пытайтесь понять своего ребенка с тем, чтобы договариваться с ним без манипуляций, и не запрещать ему (следовать запретам ребенку с СДВГ сложно), а взаимодействовать на основе взаимного уважения и любви.
- Организуйте распорядок дня. Для гиперактивного ребенка соблюдение режима особенно важно. У него должны быть свои обязанности, при выполнении которых он заслуживает искреннюю похвалу.
- Организуйте быт ребенка так, чтобы у него была возможность побыть одному. Это может быть отдельная комната или уголок, где он может по-настоящему расслабиться. В оформлении не используйте ярких красок – красный, оранжевый, желтый возбуждают нервную систему, и не только отвлекают, но и раздражают ребенка.
- Играйте с ребенком чаще. Подвижные игры позволят «выпустить пар», игры в театр и разыгрывание сценок из прочитанных книг позволят пережить и транслировать эмоции голосом, мимикой, жестами. Очень часто «живчики» обладают актерским талантом, так что не стесняйтесь устраивать овации своему маленькому непоседе.
- Будьте на связи с учителем, взаимодействуйте с ним. От первого учителя во многом зависит атмосфера в классе, и конечно, его обязательно нужно предупредить об особенностях вашего малыша, чтобы гиперактивность первоклассника не стала для учителя сюпризом. Подумайте, как направить чрезмерную импульсивность и активность ребенка в продуктивное, позитивное русло.
- Поддерживайте, успокаивайте, хвалите ребенка, чтобы не усугублять его состояние еще и комплексом неполноценности или отрицательными переживаниями. Очень важно, чтобы сложный первый год жизни в школе малыш прожил без стресса, обрел в школе новых друзей и получал знания в комфортной ему обстановке.