ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/pooshchrenie-rebenka-kak-pravilno-hvalit/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:646 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:648 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:572 in jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in kf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in lf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:575 in mf ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/pooshchrenie-rebenka-kak-pravilno-hvalit/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:646 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:648 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:572 in jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in kf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in lf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:575 in mf Поощрение ребёнка, как правильно хвалить — роль поощрения в развитии детей

Поощрение ребёнка, как правильно хвалить

Взрослых может мотивировать на труд и достижения хорошая зарплата, перспективы карьеры, грамоты и медали за особые заслуги. А как малышу-дошкольнику или первокласснику (которым ещё не ставят отметок) дать понять, что его поступок или достижение достойны поощрения? Вот тут на помощь и придёт искренняя похвала. Слышать слова одобрения – одна из сильных социальных потребностей человека. Для ребёнка похвала родителей и учителей – знак того, что он на верном пути. Так как же хвалить ребёнка правильно?

Почему нужно хвалить своих детей?

Что выбрать для воспитания – критику или похвалу? Психологи единодушны: никакой критикой не добиться того, что можно добиться искренней похвалой.

Что такое похвала для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста?

  • Ориентир. Ребёнок сделал что-то и заслужил похвалу старших. Для него знак, что он совершил правильный поступок, и малыш постарается его повторить.
  • Стимул. Услышав похвалу раз, ребёнку захочется и дальше действовать так, чтобы его хвалили чаще. Добрые слова в наш адрес позволяют нам почувствовать эмоциональный подъём, придают чувство уверенности в собственных силах.
  • Защита. Похвала повышает самооценку ребёнка. А ребёнок, уверенный в себе, вряд ли станет мишенью для насмешек сверстников и вряд ли будет по чужой просьбе делать то, что ему делать не хочется. Если похвалы в его жизни достаточно, он не будет искать её повсюду, у чужих людей, и пытаться заслужить её всеми правдами и неправдами.

Какой бывает похвала?

Методы поощрения за хорошие дела и правильное поведение бывают материальными и нематериальными. Это знают все взрослые, ожидая премии за хорошую работу. Для ребёнка таким материальным поощрением становится покупка подарка в обмен на «правильный поступок»: «Будешь хорошо себя вести, куплю тебе игрушку».

Нематериальное, или психологическое, поощрение – гораздо более ценно для ребёнка. Но, к сожалению, к нематериальным методам мотивации и похвалы прибегают не так уж часто. Ведь чтобы проявить одобрение, придётся уделить внимание и время, от взрослого требуется больше душевных сил и терпения. Подарок выглядит гораздо проще. Но куда больше похож на «подкуп».

Чем опасно чрезмерное материальное поощрение ребёнка? Тем, что из него вырастет меркантильный, капризный, зависимый от поощрения взрослый. И совсем недопустимо, считают психологи, хвалить подросшего школьника за отметки денежной премией. Не стоит формировать взаимозависимость оценок от денежных знаков.

Правила похвалы

Как ни удивительно, хвалить словесно тоже нужно, учитывая некоторые правила. Вот они.

  • За одно достижение – одна похвала: ребёнок должен знать, за что удостоился поощрения.
  • Не хвалите из жалости – дети отлично чувствуют, что похвала – неискренняя.
  • Хвалите за поступки, а не за качества, которые не являются заслугой малыша (такие, как красивый, умный, сильный).
  • Хвалите за конкретные поступки, без перехода на личности (и особенно не стоит употреблять выражения типа «ты всегда!»).
  • Хвалите за дело, а не чтобы понравиться ребёнку.
  • Хвалите безусловно, забыв про «но». Словосочетание «Ты молодец, но...» похвалой не считается.
  • Не сравнивайте с другими детьми – сравнивайте с прошлыми поступками малыша.

Советы родителям: как правильно похвалить малыша?

Хвалить нужно действие, а не личность. Важно, чтобы ребёнок понимал, за какой хороший поступок его хвалят. За что можно хвалить? За аккуратный и привлекательный рисунок, за собранные с пола игрушки, за помощь маме. А не за то, что «он такой молодец!».

Обращайте внимание на детали: аккуратно нарисованное солнышко, ровные края у печенья, которое малыш помогал маме лепить, тщательно подобранные цвета на бумажном платье куклы. Внимание к мелочам поможет и в той ситуации, когда хвалить, казалось бы, не за что: результат не удался, но малыш так старался!

Подчёркивайте трудность задачи: «Это непросто – высидеть в очереди к врачу спокойно и терпеливо, а ты смог!»

Сопровождайте добрые слова улыбкой, обнимите и поцелуйте малыша, это делает похвалу искренней. Дети очень чувствительны к эмоциям, даже если они не выражены словами, и мамина ласка для них – лучшая награда.

Акцентируйте внимание не на том, что малышу даётся без труда, или на присущих ему качествах, а на том, что у него получается с трудом и требует особого терпения, настойчивости или стараний. Похвалить за то, что не сдаётся и добивается результата, – очень правильный поступок.

Как не надо хвалить малыша

  • Не сравнивайте с другими, считая, что такая похвала мотивирует! Сравнивать с друзьями и одноклассниками недопустимо не только в порицании, но и в похвале. Такое поощрение оказывает на малыша дурное воздействие, порождая в нём чувство необоснованного превосходства над другими.
  • Не хвалите постоянно за каждую мелочь. Если похвала следует буквально через слово, её смысл теряется. Похвала должна быть адекватна хорошему поступку ребёнка.
  • Не обещайте золотых гор. Да, картинка очень красивая, но это не означает, что из крохи вырастет Пикассо. Он отлично забил гол, но не факт, что это первый гол будущего Роналду. Не порождайте в малыше неумеренных ожиданий чрезмерной похвалой.
  • Не обесценивайте. Если какой-то поступок ребёнка удостоился вашей похвалы, самое худшее – спустя время объяснять, что на самом-то деле его достижения не были такими уж грандиозными.

И наконец, самое главное правило – не скупитесь на похвалу и не забывайте давать одобрительную оценку поступкам ребёнка. Любящие, внимательные и чуткие родители всегда найдут за что похвалить своего малыша и сделают это грамотно и правильно.


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.