ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/kak-pomoch-neposede-legko-uchitsya/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:608 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:610 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:512 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:531 in h https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:492 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 in Md https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:535 in Od https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:541 in ve https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:540 in we https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in xe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ye ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/kak-pomoch-neposede-legko-uchitsya/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:608 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:610 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:512 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:531 in h https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:492 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 in Md https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:535 in Od https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:541 in ve https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:540 in we https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in xe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ye Ребёнок-непоседа, как помочь непоседе легко учиться
Назад вернуться  к Полезной информации

Ребёнок-непоседа: как помочь в учёбе

Часто родители жалуются на непоседливость своего ребёнка: «Сидит как на иголках, постоянно отвлекается и вообще не способен что-то делать дольше пяти минут». Продолжая свои жалобы, такие родители обвиняют детей в лени, невнимательности и прочем-прочем-прочем, однако личной вины ребёнка чаще всего в таком поведении нет. За детское (да и наше с вами) поведение во время любой деятельности отвечает нервная система, а конкретный её тип влияет на усидчивость, концентрацию и успех всего «предприятия».

Нервная система: сильная или слабая?

Всех людей на планете можно разделить по силе нервной системы (врождённый показатель) на обладателей сильной нервной системы или слабой. Под силой нервной системы понимается степень выносливости и работоспособности нервных клеток, а соответственно, реакция конкретного человека на те или иные жизненные обстоятельства.

Для того чтобы верно организовать рабочее пространство ребёнка, найти в обучении особый подход, правильно выбрать дополнительное образование и знать в принципе, как лучше общаться с малышом, следует определить, насколько «сильная» у ребёнка нервная система.

Обладатели сильной нервной системы долго включаются в рабочий процесс, но зато могут трудиться долго и продуктивно, не теряя концентрации на предмете работы/изучения до самого конца.

Обладатели слабой нервной системы включаются в работу мгновенно, запоминают больше информации, но быстро устают и начинают отвлекаться.

От такой разницы в степени концентрации и продолжительности сосредоточенной работы и зависит разный подход к детям.

  • Ребёнку с сильной нервной системой нужно строить обучение (да и обычную родительскую беседу) от простого к сложному. За это время малыш успеет включиться в беседу, войдёт в нужный режим, и его внимание будет полностью сосредоточено на предмете обсуждения.
  • Ребёнку со слабой нервной системой необходимо строить обучение в обратном порядке – от сложного к простому. Поскольку такой ребёнок сразу сосредоточен на обучении, нужно к этому обучению тут же и переходить. Иначе, когда учитель наконец подойдёт к желанной теме обсуждения, концентрация ученика будет «витать в облаках».

Любопытна и разница степени влияния так называемых дедлайнов, если говорить по-взрослому, или «страха перед завтрашней контрольной», когда мы говорим о детях, на работоспособность человека.

Так, если начать запугивать страшной контрольной, обилием новой информации, строгой учительницей ребёнка с сильной нервной системой, то можно получить прекрасный эффект. Такой малыш, работая обычно не в полную силу, мобилизуется, сосредотачивается и начинает выдавать отличные результаты.

Если же для острастки напугать предстоящими сложностями в контрольной работе, поставить «для острастки» плохую отметку, прилюдно отругать ученика со слабой нервной системой, то от всех этих действий можно получить только печальные последствия. Ребёнок начинает либо сильно переживать и нервничать, потеряв возможность концентрироваться на объекте изучения, либо демонстративно саботировать указания, злится и срывается.

Что же делать?

Если перед вами ребёнок с сильной нервной системой, при общении и обучении следует помнить некоторые правила:

  • если предстоит какая-либо однообразная деятельность, воспитывайте в ребёнке усидчивость и терпение, но всё же, если возможно, старайтесь данный вид деятельности как-то разнообразить, делайте короткие перерывы;
  • контролируйте выполнение ребёнком тех работ, где наличествует поэтапная деятельность. Воспитывайте в ребёнке способность выполнять последовательную работу;
  • можно использовать выговор и строгий тон в качестве порицания за плохой поступок или допущенную ошибку.

Если предстоит беседа или обучение с малышом – обладателем слабой нервной системы, следует помнить, что:

  • упорядоченная деятельность – его «конёк», однако при этом ребёнок быстро устаёт, поэтому перерывы и смена деятельности необходимы;
  • привлекайте ребёнка к разнообразной деятельности, дайте возможность прочувствовать, в чём он действительно хорош;
  • совет для преподавателей: опрашивайте таких детей в начале урока или учебного дня;
  • не критикуйте малыша особенно строго в случае неудач и ошибок.

Нервная система: быстрая или медленная?

Также все люди делятся по степени возбудимости нервной системы на обладателей подвижной нервной системы и обладателей с инертной нервной системой.

Ребёнок – носитель подвижной нервной системы всегда активен, подвижен, интересуется всем и вся, быстро и часто неразборчиво говорит, работает «вне графиков», но в то же время не собран и долго готовится к предстоящей работе. Ребёнок с инертной нервной системой – полная противоположность: может принимать участие в активной деятельности, однако спокоен, сдержан и последователен, общается неторопливо, самостоятелен.

«Подвижный» ребёнок любит новую информацию и предпочитает её, чем повторение старых тем. Быстрая смена деятельности, смена условий, высокий темп и способность работать, когда все «ходят вокруг на ушах», – сильные стороны такого человека.

«Инертный» ребёнок любит тихую, спокойную обстановку, в которой он с радостью погрузится в чтение, домашние задания или обучение. Хоть и отвлекается на мелочи, такой малыш самостоятелен и любит индивидуальные задания, активен при повторении и закреплении прошлых тем, на неожиданные вопросы отвечает с трудом. Медленно «разогреваясь», «инертный» малыш долго может работать, но не способен на многозадачность.

Что же делать?

Если перед вами ребёнок с подвижной нервной системой, следует помнить, что:

  • необходимо разнообразить работу для такого малыша, иначе потеря интереса обеспечена,
  • необходимы перерывы в работе,
  • если хотите донести до малыша важную информацию, концентрируйте информацию, переходите к делу сразу, иначе, вполне возможно, конец вашей «лекции» услышан не будет.

Если перед вами ребёнок с инертной нервной системой, следует помнить, что:

  • не стоит требовать от ребёнка решить что-то «здесь, сейчас и немедленно», дайте время на обдумывание и подготовку ответа,
  • не переживайте, если малыш трудится или играет в одиночестве – ему так комфортно,
  • любители долгих бесед? Такой ребёнок – ваша находка!
  •  

Что дальше?

А дальше ещё интереснее: ведь эти типы нервной системы ещё и сочетаются между собой! Таким образом, ребёнок может быть, например:

  • очень подвижным и быстро устающим,
  • или усидчивым, но всё же утомляющимся,
  • или активным и не устающим никогда,
  • или спокойным и сохраняющим энергию.

Логика сочетаний ясна. Что же тогда делать и какие ошибки делают родители в большинстве случаев?

А ошибки следующие: во-первых, не учитывают особенности своего ребёнка, во-вторых, пытаются его «сломать». Родители часто ещё до появления в семье ребёнка решают, каким их малыш должен быть. Строительство подобных планов распространяется не только на выбор имени и подбор одежды, но и выбор увлечений и типа деятельности за ребёнка. То есть если папа видит своего будущего сына великим футболистом, то в положенный срок он записывает малыша в секцию. И абсолютно не обращает внимания на то, что ребёнок с удовольствием остаётся наедине с книжкой в руках в своей комнате, не очень-то любит шумные компании и быстро утомляется. Итог же от подобных действий, к сожалению, может быть печальным: вместо тренировки «быть мужчиной» (по мнению отца) ребёнок постоянно чувствует себя не в своей тарелке, не любит заниматься тем, что ему навязали, может начать отставать в школьном обучении (из-за банальной нехватки энергии!), испытывать проблемы с памятью и станет подвержен срывам.

Как же, учитывая особенности нервной системы ребёнка, поступить правильно? Ведь для развития малышу просто необходимо посещать кружки и общаться с другими детьми!

Ответ логичен и прост: используйте знания о силе и степени возбудимости нервной системы ребёнка, подбирайте и организовывайте занятия с учётом этой информации.

Например, если ваш ребёнок – обладатель инертной нервной системы и, соответственно, не может выполнять домашнюю работу в шуме, то старайтесь организовать ему спокойную обстановку на время его учебной деятельности. В идеале: отдельная комната с минимумом отвлекающих факторов типа игрушек на рабочем столе, включённой приставки и бегающего рядом домашнего животного. Если же предоставить отдельную комнату нет возможности, то поговорите с остальными жильцами квартиры и старайтесь не шуметь в данное время, выключите телевизор, не общайтесь на повышенных тонах. Если же ребёнок – гордый «носитель» подвижной нервной системы, предпочитающий, чтобы вокруг кипела жизнь, не гоните его в отдельный угол. Позвольте такому активному малышу делать домашнюю работу рядом с вами, даже если вы в этот момент варите борщ или общаетесь с бабушкой.

Как определить, какая нервная система у моего ребёнка?

Верно определить, обладателем какого типа нервной системы является ваш ребёнок, можно двумя способами. Первый, пожалуй, самый простой и надёжный способ – обратиться к специалисту, который выявит особенности при помощи специальных методик. Второй, подходящий любому родителю – самостоятельное наблюдение за собственным чадом и его реакциями.

Если вы решили самостоятельно определить тип нервной системы ребёнка, то следует придерживаться некоторых правил.

Внимательно понаблюдайте за ребёнком в комфортной для него обстановке.

Исключите из наблюдения ситуации, когда малыш собирается в школу, опаздывает на секцию или вынужден готовить домашнюю работу за 20 минут, потому что потом нужно бежать на урок английского языка.

Выберите для наблюдения выходной день, когда у ребёнка много свободного времени и он сам выбирает для себя вид деятельности.

При наблюдении обращайте внимание на следующее:

  • какой тип деятельности выбрал ваш ребёнок?
  • малыш работает/играет самостоятельно или привлекает к своей деятельности других людей?
  • насколько вдумчиво ребёнок поглощён процессом, часто ли отвлекается?
  • как долго малыш делает то, что ему нравится?

Полученные «показания» постепенно откроют вам тип нервной системы ребёнка. И вот тогда, обладая информацией, можно смело пользоваться рекомендациями согласно конкретному типу.

Если ребёнок с инертной нервной системой, остановите свой выбор на одной секции или кружке, множество тренировок и учёбу в школе он не потянет.

А если, например, ребёнок обладает инертной, но сильной нервной системой, то, ко всему прочему, остановите свой выбор на таких занятиях, где процесс будет чётко структурирован и разбит на равные по нагрузке части, например занятия робототехникой.

Подытожим. Не стоит сравнивать успехи или поведение своего ребёнка с достижениями соседнего малыша. Все дети разные, и у каждого ребёнка есть определённые способности, нужно только их заметить. Если развивать детей согласно типу их нервной системы, то отличное самочувствие, настроение и успехи в занятиях не заставят себя долго ждать.


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.