«Во время разгерметизации салона самолёта наденьте кислородную маску сначала на себя, а затем на ребёнка» – эта инструкция от стюардесс давно превратилась в притчу, которую стоит вспомнить и родителям будущих школьников. Ведь школа требует не только материальных затрат: покупка канцелярии, ранца, школьной формы. Всё это цветочки по сравнению с моральными усилиями. Готовы к школе должны быть и сами мамы будущих первоклассников, это их главная задача. Согласитесь, «надеть маску» на своего ребёнка вы сможете только в том случае, если сами не будете без сознания. Из нашей статьи вы узнаете об ошибках, которые часто совершают родители будущих школьников, а также найдёте практические советы мамам для лучшей организации школьных будней.
Главные заблуждения мам первоклассников
Из лучших побуждений, в порыве заботы о маленьком ученике, почти все родители первоклассников (чаще, конечно, мамы) склонны совершать ошибки.
Ошибка № 1. Собирать ранец за ребёнка
Собрать за ребёнка ранец, заполнить дневник, сложить в пакет сменку, поставить телефон на зарядку – вроде бы мелочи, но, делая за ребёнка его работу, вы только окажете ему медвежью услугу. Очень важной задачей родителей с самого начала становится приучение первоклассника к самостоятельности. Пусть сам складывает в портфель нужные учебники и тетради, пусть сам проверит, не забыл ли телефон и спортивную форму. В первые дни можно делать всё вместе, потом просто «постоять над душой» и в конце концов отдать дела на откуп ребёнку.
Ничего, если однажды «случится страшное» и ребёнок забудет пенал или пойдёт на физкультуру без формы. В первом классе с кем не бывает! Зато в следующий раз перепроверит дважды и, как следствие, научится – не успеет наступить и второе полугодие – не забывать.
Ошибка № 2. Обещать, что в школе будет весело и интересно
В попытках помочь ребёнку полюбить школу мамы первоклассников нередко восклицают: «В школе так весело и интересно! У тебя появится столько новых друзей – вот увидишь!» И ребёнок… получает эффект обманутых ожиданий. Ведь ситуации в школе бывают разные, далеко не на всех уроках интересно, да и друзья появляются не у всех и не сразу. И когда первоклассник честно рассказывает родителям о своём разочаровании, те стараются вновь убедить его в обратном: «Ничего, втянешься! Разве может быть скучно, если ты каждый день узнаёшь что-то новое?» Так с каждым школьным днём обесцениваются переживания ребёнка и теряется контакт.
Гораздо правильнее просто выслушать ребёнка и даже согласиться с ним. Вспомните себя – и у вас были любимые и нелюбимые уроки, и далеко не всё получалось с первого раза.
Ошибка № 3. Сравнивать с одноклассниками
Думать, что, сравнивая своего ребёнка с другими, вы стимулируете его лучше учиться, – большая ошибка. От того, что вы поставите в пример соседа по парте, ребёнок не станет отличником. Он почувствует лишь смущение и неловкость, а при постоянных сравнениях будет вновь и вновь осознавать себя как худшего.
Сравнивать ребёнка можно только с ним самим же, но в прошлом. Так он поймёт, что научиться можно практически всему, было бы желание и терпение. «Ну и что, что не получается буква Д! До школы ты вообще не умел писать прописные буквы, а теперь смотри, сколько красивых букв ты умеешь писать – А, И, Е!» – с такой поддержкой ребёнок точно преуспеет.
Ошибка № 4. Недооценивать сложность первого класса
Несмотря на то что нагрузка в первом классе небольшая, не стоит записывать ребёнка сразу во все секции и кружки. Первый класс – это прежде всего адаптация ко всему новому – распорядку дня, коллективу, деятельности, а значит, стресс! И чтобы преодолеть его, ребёнок должен и гулять, и отдыхать, и заниматься тем, что он любит. Иначе физическое и эмоциональное переутомление неизбежно.
Поэтому, даже если первоклассник посещает дополнительные занятия, как минимум один «рабочий» день в неделю стоит оставить полностью свободным, чтобы ваш маленький школьник отдыхал и занимался тем, что нравится.
Советы мамам будущих первоклассников
Совет № 1. Соблюдайте режим дня
Банально, но факт: режим дня – залог хорошего настроения и здоровья ребёнка. Нервная и пищеварительная системы, «призванные» работать и отдыхать в одно и то же время, работают слаженно и без перебоев – так дети, придерживающиеся определённого распорядка дня, меньше страдают от усталости и реже болеют.
Если конкретно, обеспечьте ребёнку достаточное количество сна – 9–12 часов в начальных классах. Укладывайте ребёнка до 20:30 – 21:00, а за час-полтора до этого откажитесь от шумных игр и планшетов.
Не забывайте про физическую нагрузку: Всемирная организация здравоохранения рекомендует не менее 1 часа в день физической активности – для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний.
Чаще гуляйте на свежем воздухе, в идеале – хотя бы два часа в день. Активные прогулки помогают избавиться от накопленного за день напряжения и усталости, после них у детей отменный аппетит и крепкий сон.
Совет № 2. Кормите ребёнка здоровыми блюдами
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок активно включился в образовательный процесс, приводите его в школу уже сытым. Завтрак школьнику необходим: ночью у детей вырабатывается соматотропный гормон – гормон роста, происходит рост мышечной массы, поэтому после пробуждения организм реагирует на низкий сахар вялостью, апатией, плохим настроением, сонливостью. Правильный завтрак поможет ребёнку «включиться». Лучше всего, если это будет несладкая каша, дополненная хорошей порцией белка. Яйца, творог, сыр, домашние куриные сосиски или ветчина – среди белковых блюд есть на любой вкус.
С собой можете положить ребёнку сэндвич, пару фруктов и горсть орехов. Или даже персональный ланч-бокс с «нормальной» едой, ведь сегодня здоровое питание в тренде и у школьников.
Дома старайтесь питаться разнообразно и предлагать ребёнку достаточно фруктов и овощей в день (не менее 5 порций размером с кулачок!).
Совет № 3. Создайте рабочую обстановку в комнате
Для начала подберите подходящий стол и стул. Столешница должна находиться примерно на уровне груди ребёнка, стопы сидящего школьника должны доставать до пола. Слева от рабочего места установите настольную лампу, а примерно на расстоянии 30–50 см от глаз ребёнка – подставку под учебники. Позаботьтесь и о месте хранения школьных принадлежностей. Если у стола не хватает полок, приобретите стеллаж. Такой, чтобы ребёнок мог сам, без посторонней помощи, взять с полки нужные ему вещи.
А главное, договоритесь с ребёнком, что стол – это его рабочее место. Не стоит загромождать его машинками, играть на нём в куклы или солдатики. За письменным столом работают, и на нём всегда должен быть порядок.
Совет № 4. Будьте с ребёнком ласковы и терпеливы
Любой психолог подтвердит, что приятная, спокойная домашняя атмосфера – залог успешной адаптации ребёнка к школе. Ласково встречайте ребёнка, внимательно слушайте, не ссорьтесь из-за учёбы. Проявите максимум терпения во всех вопросах, касающихся школы. А ещё – почаще обнимайте ребёнка. Помните: четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия и здоровья нужно не менее восьми!
Мария Березовская