Назад вернуться к Полезной информации

Игрушки обычные или электронные: что лучше для развития ребёнка?

Обычные или электронные игрушки для детей

В возрасте 5–7 лет познание мира ребёнком происходит через игру, которая остаётся самой верной развивающей деятельностью. Поэтому и роль игрушек в дошкольном возрасте очень важна. Игрушка как предмет, воссоздающий реальные и воображаемые вещи, должна соответствовать задачам воспитания и развития дошкольника. В 5–7 лет у ребёнка особенно интенсивно развиваются процессы памяти, речи, образного мышления, логики. Кроме того, в этом возрасте идёт активное развитие костно-мышечной системы с формированием навыков тонкой моторики, ловкости и точности движений. Следовательно, игрушки в этом возрасте должны быть правильно подобраны, чтобы помогать развитию вашего малыша.

Но выбрать полезную игрушку для ребёнка в наши дни – непростая задача. Рядом с куклами на полках магазинов стоят говорящие на двух языках зверюшки неизвестной породы, а настольные игры успешно соседствуют с играми-квестами и викторинами на планшете. Как найти золотую середину между консервативным подходом к воспитанию детей, с традиционными играми и игрушками «как в нашем детстве», и современными возможностями компьютерных программ и электронных устройств?

Традиционные игры и игрушки

Деревянные раскрашенные кубики, железные конструкторы, пластмассовые наборы «Доктор», «Мастер», «Парикмахер», посуда для кукольных чаепитий, всевозможные настольные игры – всё это до сих пор пользуется огромным спросом у детей и у родителей.

Кубики и конструкторы

Эти наборы, в собирании которых не заложен определённый образ или предмет, способствуют развитию мелкой моторики, наглядного и образного мышления, воображения, творческих способностей. Ведь из одного и того же набора кубиков может получиться и прекрасный замок для принцессы, и школа, и пожарная машина, и маяк – всё зависит только от фантазии ребёнка! Также подобные наборы стимулируют сенсорику, помогают определять и различать свойства предметов.

К потенциальным минусам можно отнести повышенную травматичность. Если дети играют вдвоём или в группе, то запустить в другого ребёнка деревянным кубиком или проглотить мелкую деталь конструктора – проще простого. Поэтому такие игры нужно проводить под контролем взрослых.

Сюжетно-ролевые игры

Наборы для игр, помогающих примерять на себя разные профессии – врача, парикмахера, стоматолога, строителя, огородника. Кукольные наборы посуды и мебели – для того, чтобы попытаться освоить родительскую роль по отношению к куклам и мишкам. Такие сюжетно-ролевые игры развивают знания детей о социальных нормах поведения в обществе, обучают поведенческим навыкам, учат ответственности, заботе и внимательному отношению к окружающим. С помощью этих игр можно отточить многие правила распорядка дня, разыграть реальные сценки из жизни. Все эти игры способствуют становлению психологической готовности для перехода на следующий этап жизни – школьный.

Настольные игры

К огромным плюсам настольных игр можно отнести тот факт, что играть в такие игры можно компанией. Это совершенствует навыки взаимодействия, способствует социализации ребёнка. А если играют вместе родители и дети – такие игры объединяют семью и налаживают психологический климат в доме. Вечера, проведённые за «Монополией» или лото в компании мамы, папы и бабушки, могут стать одним из самых ярких воспоминаний детства.

Ещё один плюс настольных игр – совершенствование пространственных представлений, навыков порядкового счёта (ведь в «бродилках» или детском домино волей-неволей придётся осваивать простейшие навыки подсчёта ходов). Также эти игры учат следовать правилам, выполнять инструкцию, терпению, активному вниманию, усидчивости.

Наконец, к важным навыкам можно отнести и умение проигрывать, и умение выигрывать с честью. Только в соревновательных играх можно отточить эти навыки в совершенстве.

Игры для улицы

Важной составляющей гармоничного развития ребёнка являются прогулки и игры на свежем воздухе. Над игрушками, которые используются во время прогулок, время не властно! Наборы формочек для песочницы, грабли, лейки, лопаты, которые помогают в познании мира и просто в весёлом времяпрепровождении на детской площадке, обязательно должны быть в арсенале малыша. Мячи, кегли, кольцебросы, ракетки и воланы, скакалки, фрисби – всё это развивает физические качества ребёнка и повышает его активность. А физическое и интеллектуальное развитие ребёнка друг от друга неотделимы. Одни сплошные плюсы от таких игрушек – и никаких минусов!

Электронные игрушки

Развивающие игрушки

Они издают звуковые, световые и цветовые сигналы, говорят, повторяют за ребёнком слова, выполняют определённые команды, взлетают, просят повторить определённый алгоритм действий.

К плюсам таких игрушек можно отнести развитие быстроты реакции и координации движений, развитие слухового восприятия обучающей информации.

Но есть минус – отказ от «простых» игрушек и предметов творчества в пользу более сложных электронных понижает развитие творческих способностей, памяти и образного мышления.

Интерактивные игры

Электронные интерактивные азбуки, музыкальные книги, викторины, «угадайки» – ребёнок в 5–6 лет сможет самостоятельно выучить и спеть понравившуюся песню, а также по картинкам отвечать на вопросы с помощью электродов. Детские планшеты и ноутбуки напоминают обычные «взрослые» экземпляры, но имеют укрупнённую клавиатуру и яркий противоударный корпус. Наполнить такой прибор специально разработанными развивающими играми не составит труда.

Рассмотрим плюсы и минусы данных игр. Да, игрушка сама воспроизводит, многократно повторяет, сопровождает информацию звуковыми и световыми поощрительными сигналами. Но в этом и минус: ребёнок привыкает к такому развлекательному методу получения информации, в том числе и о ненужных ему на данном этапе цифрах, буквах и слогах. Будет ли ему просто переключиться на более строгий и менее эмоционально окрашенный школьный стиль преподавания? Большой вопрос. 

К тому же длительное применение подобных устройств приводит к понижению внимания и уровня восприятия информации вследствие зрительного и эмоционального перенапряжения. А это может проявляться головными болями, бессонницей, нервным перевозбуждением.

Вот почему использование любых электронных устройств (а это, помимо детского планшета, любые компьютеры, смартфоны и телевизор) в совокупности не может занимать больше получаса в день и не более 10–15 минут единовременного использования. То есть те совокупные полчаса в день, которые вы позволите ребёнку находиться за электронным устройством, включают и интерактивное обучение, и интерактивную игру. Если обучение заняло всё выделенное дневное время, то отложите игру на другой день. После использования электронных игр и занятий рекомендуем делать перерыв на расслабление глаз и включение двигательной активности.  

С одной стороны, знакомить ребёнка с преимуществами мира информационных и цифровых технологий – значит шагать в ногу со временем. Но стоит не забывать о том, что подход «нажми на кнопку – получишь результат» также не способствует развитию творческих способностей, образного мышления, лишает необходимости запоминать информацию – ведь всегда знаешь, где её можно «подсмотреть». И даже при использовании детских планшетов нужно помнить, что длительное воздействие их на зрение приводит к его нарушениям. Такие игрушки часто используются, чтобы отвлечь малыша и дать маме заняться делами, но именно электронные устройства требуют ещё более жёсткого контроля за временем занятий, правильностью их использования со стороны родителей.

Во всём хороша мера. И сегодня у родителя есть возможность прекрасно сочетать традиционные игры и игрушки с занятиями с использованием интерактивных устройств без вреда для развития и здоровья ребёнка. Помните, что только под контролем взрослого развитие ребёнка в электронной среде, с интерактивными игрушками может быть действительно гармоничным и сбалансированным.


Софья Рогозинская


Напишите нам, мы онлайн!Бизнес-мессенджер