ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/kak-nauchit-rebyenka-matematike/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:651 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:653 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ac https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:524 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 in He https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Je https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in Bf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in Cf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:576 in Df https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:577 in Ef ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/kak-nauchit-rebyenka-matematike/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:651 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:653 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ac https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:524 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 in He https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Je https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in Bf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in Cf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:576 in Df https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:577 in Ef Как научить ребенка математике, развиваем математические навыки

Как научить ребёнка математике

Конечно же, думать, что математика ограничивается устным счётом или определением форм предметов, было бы в корне неверно, даже если мы имеем в виду эту дисциплину как прикладную, используемую нами в быту. Не говоря уже о гранях нашей жизни, касающихся взаимоотношений с социумом и внутри его.

Да, эта удивительная наука охватывает гораздо больше сфер нашей жизни, включая, конечно же, и величины, и соотношения целого и частного, и пространственные формы. В какой-то мере математика становится особой философией жизни. Недаром для аналитического мышления, которое развивают занятия математикой, необходимо пространственное видение мира – абстрактное мышление. Мало выучить цифры и освоить порядковый и количественный счёт: для целостного формирования личности необходимо развивать навыки математического мышления, начиная с детства, с дошкольного возраста.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Мыслю, значит, существую

В этой замечательной фразе Рене Декарта заложен глубокий смысл. И наверное, не случайно, что прозвучала эта фраза из уст философа и математика. Именно математическое мышление способствует становлению мышления критического. Ведь математика включает, помимо уравнений и задач, ещё и знания об отношениях, структуре и порядке всего существующего в нашем мире. Анализируя, сравнивая, сопоставляя и познавая явления, которые описывают термины математики, человек одновременно учится понимать причинно-следственные связи, «докапываться» до сути. Он обретает критический взгляд на вещи, а это помогает, в свою очередь:

  • видеть в проблеме задачу: это значит, что из любой ситуации есть выход, нужно только найти решение;
  • уметь разложить ситуацию на составляющие, чтобы быстрее и с наименьшими ресурсными затратами решить вопрос;
  • видеть в ошибках стимул для личностного развития и роста.

Анализируем и делаем выводы

Речь идёт о необходимости развивать в малыше математическое мышление как основу дальнейшего мировосприятия и своего личностного развития. А вот математические азы и навыки до школы детям преподавать не нужно. И уж тем более не стоит давать дошкольнику уроков математики. Это – задача школьного образования. И Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает в программе начальной школы учебники, требующие от первоклассника обязательного знания математики как дисциплины. Учебники программы «Начальная школа XXI века» – подтверждение тому, что дети занимаются математикой как наукой именно в школе. Они доносят азы этой науки до первоклассника в доступной и наглядной форме, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и его успехи в освоении информации, делают процесс познания нового интересным и, главное, учат учиться!

Причины неудач в мире математики

«Почему у моего ребёнка проблемы с математикой?» – таким вопросом часто задаются родители. И нередко ставят крест на этом непростом деле: «Наверное, способностей нет». Но как раз способности здесь ни при чём. Именно родители могут помочь своему малышу научиться, ещё в дошкольном периоде, мыслить логически и развивают абстрактное образное мышление. Необходимо также заинтересовать малыша видеть в цифрах не просто значки. Пусть уже в возрасте 5–7 лет ребёнок сможет почувствовать увлекательный мир взаимоотношений чисел, превращений целого в частное и наоборот, а также увлекательность совершения открытий путём неординарных решений. Тогда причин, по которым в старшем школьном возрасте математика станет головной болью для родителей школьника, станет уж точно меньше. Кроме того, существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – вот вам и страх перед решением задачи, а следовательно, низкая оценка за контрольную работу в школе. Итак, можно выделить несколько причин возникновения проблем с математикой:

  • недостаточное развитие логического мышления,
  • недостаточное развитие абстрактного мышления,
  • психологические комплексы,
  • недостаток интереса и понимания изучения математики как увлекательного процесса приобретения знаний, нахождения решений, совершения открытий.
Существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – отсюда и страх перед решением задачи.

Обучаем не предмету, а умению мыслить

Развивая математическое мышление ребёнка, нужно понимать: любое занятие с дошкольником должно проходить в форме игры либо в осуществлении обычных для него повседневных действий. Методы, направленные на развитие математического мышления, приводим ниже.

  • Сравнение: большое яблоко/маленькое яблоко.
  • Деление на части: мамин пирог режем вместе на равные куски. Берём один от восьми, а если отложим половину, это будет четыре куска от восьми! А если малыш съест сладкий кусок пирога, это будет пример вычитания. Согласитесь, вкусный способ научиться решать задачи с вычитанием.
  • От части к целому: если половинки яблока сложить вместе, получится целое яблоко. Сколько частей сложили? Не правда ли, замечательный способ освоить сложение? Можно успешно использовать пазлы для составления картинки.
  • Поиск причины и следствия объясняем на подобных примерах: солнце зашло за горизонт, и поэтому стало темно; если сорвать этот прекрасный цветок, то он завянет и красивым уже не будет.
  • Выстраивание порядка: ставим кубики разной величины от меньшего к большему; или, гуляя в лесу или в парке, пересчитываем деревья по порядку.
  • Метод аналогий. Замечательная прогулка получится, если посмотреть, к примеру, на облако и определить на что оно похоже, или увидеть в луже… слона! Для детей постарше можно придумать игру в слова, называя объединённый смыслом ряд понятий. Хороши также загадки и ребусы.

Дети в дошкольном возрасте уже умеют математически мыслить и применять многие навыки. Общаясь с ребёнком, не забывайте ежедневно играть в какую-либо математическую игру, применяя один из вышеописанных методов.

Давая творческое задание с пластилином, вспомните, что именно он отлично подойдёт для изучения цифр. Вылепите цифру вместе с ребёнком – возможность подключить чувство осязания поможет более качественному запоминанию цифр. А если, вылепив цифру 3, ребёнок скатает три пластилиновых шарика, то это будет хорошим способом научить его ассоциациям. Соотнести цифру с количеством – одна из первых и очень важных ступеней в изучении математики в целом.

И обязательно помните: ваш малыш талантлив и у него есть способности к математике изначально. Научите его просто быть открытым миру, совершать открытия, интересоваться окружающим, смело делать выбор и принимать свои первые маленькие, но такие важные решения.


Софья Рогозинская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.