Зачем нужны прописи в 1 классе

Попробуйте написать от руки полстранички текста. Скорее всего, этот процесс будет для вас некомфортным, непривычным и утомительным, особенно если по роду службы вам не приходится много писать. Всё потому, что в повседневности для письменной передачи информации нам хватает пары предложений, набранных в чате одним пальцем. Нынешние дети не отстают и, зная буквы, к 1 классу уже умеют писать вполне понятное СМС бабушке. Закономерно, что современные родители учеников начальных классов вслед за своим ребёнком задаются вопросом: ну и зачем учиться не просто писать, а писать, красиво выводя элементы буквы? Зачем тратить силы и время на чистописание?

Что такое прописи?

Специальных прописей сейчас много. Для дошкольников есть прописи общеразвивающие, математические, развивающие логику и т.д. Но если мы говорим об учениках начальных классов, то прежде всего в прописях будут задания, направленные на подготовку руки к письму, а затем на чистописание. Ведь первое, с чем ваш ребёнок знакомится в школе, – букварь. Первоклассники изучают буквы и их звуки, их названия, произношение и написание. Комплекты современных прописей логически дополняют букварь, обучая правильному написанию печатных и прописных букв и их соединений, предварительно предлагая образцы написания.

Зачем первокласснику «каллиграфия»

Прописи помогают формировать не только красивый почерк, но и орфографическую грамотность – важную составляющую общей речевой культуры. Но обо всём по порядку. Начнём с физиологических и психологических свойств и навыков ребёнка 6–7 лет, которые развивают прописи. Это:

  • мелкая моторика;
  • координация;
  • механическая (мышечная) память;
  • зрительная память;
  • превращение информации из одной формы в другую (звуковая форма информации переходит в письменную);
  • формирование культуры речи (аккуратность и культура письма влияет на культуру речи в целом).

Также прописи влияют на развитие сложных нейронных связей в головном мозге, этот процесс проистекает из координации навыка движений руки при письме и мышления, формируется паттерн «слышу – понимаю – воспроизвожу на письме». И волю тоже тренируют именно прописи, потому что выработка навыка письма красивым почерком требует в том числе и волевых усилий. Происходит это очень своевременно: эта сфера начинает формироваться именно в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе.

Конечно, развивая вышеперечисленные характеристики физиологии и психологии первоклассника, те самые тетради с заданиями «обвести», «заштриховать» и «написать по образцу» формируют определённые навыки письма:

  • овладение формой букв;
  • безотрывное письмо;
  • способы соединения букв;
  • наклонное написание.

Как прописи помогают в учёбе

Прописи помогают первокласснику не только в написании красивых букв. От того, насколько ребёнок приучен к аккуратному и точному письму, напрямую зависит процесс обучения в целом. Каким образом?

Первоклассник узнаёт, что написание каждой буквы состоит из написания её элементов, соединяя которые мы получаем единое целое. А это даёт ребёнку представление о логике и понимание закономерностей в построении окружающего мира.

Наконец, наш маленький ученик начинает понимать, что от количества и качества приложенных усилий зависит положительный результат: если постараешься, строчка красивых букв станет наиболее наглядной иллюстрацией к этому утверждению.

Вот и получается, что, занимаясь тренировкой почерка в специальных тетрадях, ребёнок получает навыки и знания, необходимые для успешного прохождения образовательного процесса в школе. Стоит ли напоминать, что легко читаемый текст, аккуратность и чистота в тетрадях – одна из составляющих положительных оценок по любому предмету в дальнейшем. Поэтому стремление хорошо и успешно учиться может стать для начинающего ученика мотивацией научиться красиво писать.


Хороший почерк должен закладываться в начальной школе, проблемы с ним могут привести к организационным трудностям и даже к снижению самооценки. Задания, включённые в рабочие тетради УМК «Начальная школа XXI века», формируют графический навык, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления.

Можно ли заниматься по прописям дома?

Сразу заметим: в 1 классе нет и не должно быть домашних заданий. Об этом говорит Федеральный государственный образовательный стандарт, и программа начальной школы, соответствующая ФГОС, такая, например, как «Начальная школа XXI века», домашней работы не предусматривает. Но бывает так, что желание самого ребёнка научиться красиво писать подталкивает родителей потренировать с первоклассником правила написания букв и их элементов дома.

Выбор прописей огромен, но прежде чем покупать, спросите совета у специалиста – учителя. Он подскажет, какую тетрадь лучше выбрать для домашних «тренировок». Например, в системе учебников «Начальная школа XXI века» прописи оптимально дополняют «Букварь» и учебник по предмету «Русский язык», и логичнее всего заниматься дома именно по тем прописям, которые входят в соответствующий учебно-методический комплекс.

Если пишем в прописях дома, то:

  • занимайтесь после обеда и послеобеденной прогулки, когда ребёнок отдохнул от школьных уроков;
  • не перегружайте ребёнка большим количеством заданий. Пусть напишет одну-две строчки, сохраняя при этом интерес и хорошее настроение;
  • хвалите малыша за правильно сделанное задание;
  • если что-то не получилось, воодушевляйте, а не критикуйте. Помните, что ваш первоклассник ещё только учится.

Насколько важен красивый почерк?

Экспертное мнение педагогов и психологов относительно приобретения красивого почерка во многом сходится. Научиться писать хорошим почерком не является самоцелью. Важно научиться писать, чтобы грамотно и понятно излагать свои мысли в письменной форме.

Поэтому роль и задачи прописей эксперты отмечают следующие.

  1. Приобретение навыка автоматического письма.
  2. Если ребёнок будет думать над каждой буквой, куда вести линию и как соединить её с другой буквой, то вряд ли у него будет при этом возможность подумать над тем, что и как он в этот момент описывает.

  3. Формирование понятного почерка.
  4. Неразборчивый почерк мешает ребёнку самому прочитать то, что он написал, а следовательно, увидеть собственные ошибки и исправить их.

  5. Формирование уважения к своему и чужому труду на всех этапах обучения.
  6. Да-да, обучаясь писать аккуратно и понятно, ребёнок прилагает усилия. Следовательно, учится ценить свой труд. Учителю читать аккуратно написанное понятно и приятно. Получается, трудясь над красотой почерка, ученик проявляет уважение к своему учителю и другим людям, которые будут читать его работы в будущем.

Как видим, прописи не просто тренажёр для выработки каллиграфического почерка. Это – один из многочисленных способов воспитать не только грамотного, но и образованного, и всесторонне развитого человека.


Софья Рогозинская


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.