В последние годы всё большую известность приобретает такой игровой жанр, как квест. Происхождение слова – от английского quest, что переводится как «поиск» или «искать». Игры в квест появились сравнительно недавно, в 90-е годы XX века вышла первая компьютерная игра-квест. Со временем квесты стали воссоздавать в реальности, и с начала 2000-х годов эти увлекательные игры стали популярным развлечением во многих странах.
Если вдуматься, окажется, что квестами человечество занимается практически с древности: поиски путешественниками новых земель и сокровищ, а алхимиками – философского камня. Вспомните сказки: найти и обезвредить дракона, освободить прекрасную принцессу – чем не самый настоящий квест?
Квест – это не просто поиск. Процесс состоит из получения задания и последовательного прохождения этапов поиска, позволяющих собрать необходимые данные для выполнения первоначально поставленной задачи. Таким образом, квест можно использовать и в качестве образовательной технологии. Но в этой статье мы говорим об играх для детей.
Квест как игра
Игровая форма квеста – отличный вариант проведения детского праздника. Для детей задача прохождения квеста – это возможность проявить смекалку и свои таланты в командном взаимодействии, а также подвигаться и получить заряд положительных эмоций.
Квесты могут проводиться как на улице, так и в помещении – в обычной домашней обстановке либо в специально оборудованных местах с красочными декорациями. Обычно задания в квесте объединены интересным сюжетом, а участники становятся персонажами, которым предстоит выполнить определённую миссию. Чтобы пройти квест, детям предлагается найти контрольные ориентиры или пункты, в которых будут находиться задания, загадки или головоломки, позволяющие найти следующий пункт или собрать ключи к решению исходной задачи.
Проводит квест обычно один ведущий, который объясняет детям правила проведения квеста, этапы промежуточных интересных заданий и результат, к которому игроки должны прийти. Также в ходе игры ведущий направляет и поддерживает участников. Время проведения игрового квеста обычно составляет 2–3 часа.
Квест и развитие ребёнка
Однако не стоит рассматривать квест только как весёлую игру. По содержанию каждый квест направлен на поиск и достижение как можно большего количества целей. Кроме того, в квесте обычно задействовано от четырёх человек и более. Набор заданий, предлагаемых в квесте, формируется в соответствии с возрастом участников. Скажем, для детей старшего дошкольного возраста в найденных записках с заданиями могут быть сюжетные картинки или графические простейшие головоломки, позволяющие угадать следующий пункт или очередной ключ от основной задачи квеста.
Для того чтобы успешно пройти квест, детям предстоит внимательно воспринимать поступающую от ведущего или содержащуюся в заданиях информацию, анализировать её. Применять свои навыки детям приходится не один на один с ведущим, а в коллективе игроков-сверстников, в результате чего происходит обучение очень полезному навыку командного взаимодействия.
В игре ребёнок оказывается в роли персонажа, который попадает в определённую ситуацию. Выход из неё известен заранее, но необходимо преодолеть препятствия, чтобы его найти. В результате дошкольник учится не теряться в нестандартной ситуации, думать и искать выход из создавшегося положения. Пройдя квест, ребёнок в ненавязчивой форме поймёт: его знания и навыки очень важны и помогут ему в сложных ситуациях. Формируется и необходимая психологическая установка, что находить выход всегда можно и нужно.
Итак, квесты развивают:
- внимание;
- навык получать задание для выполнения;
- умение анализировать информацию;
- стремление к достижению цели;
- ловкость и смекалку;
- взаимодействие в команде.
Кроме того, квесты дарят яркие эмоции.
Основные задания и примеры сценариев увлекательных квестов
- «Космическое путешествие». Игрокам объявляют, что их космический корабль должен совершить путешествие в космос, но космический пират отобрал карточки с названием планет Солнечной системы. Их надо вернуть и составить маршрут. После этого детям раздают роли – командир космического корабля, штурман, инженер-радист, врач-космонавт и другие. Далее дети выполняют задания, за которые получают по карточке с картинкой планеты и названием. Заданий должно быть восемь – по количеству планет. В конце квеста должно быть проведено какое-либо объединяющее эмоциональное действие. К примеру, на большом шаре, заполненном гелием, участники квеста пишут свои имена и командир космического корабля отпускает шар в небо: это символизирует запуск ракеты. Команда возвращается на Землю, космическая миссия закончена, участники получают звания героев космоса, медали и призы.
- «Зимняя страна». Это тематический квест, который можно проводить в помещении. Участникам квеста сообщают, что им предстоит совершить путешествие в сказочную зимнюю страну. Но чтобы туда попасть, нужно найти столько-то (количество соответствует числу участников) волшебных ключей (ключи вырезаются из картона и украшаются). Чтобы получить этот ключ, необходимо выполнить задания. Детям предлагается ряд заданий, связанных с зимней темой. К примеру, «волшебное письмо»: на листе бумаги воском пишется буква. Она проявится, если этот лист заштриховать простым карандашом. Это первая буква из зашифрованного слова, которое участники должны собрать, чтобы получить ключ к волшебной стране. Затем дети разгадывают «зимнюю» загадку, за которую получают карточку со второй буквой. Следующим заданием будет собрать пазл, сделанный из картинки с белым медведем. После того как дети соберут пазл, они должны назвать ещё 2–3 животных, которые обитают в северных широтах. Затем получают третью букву зашифрованного слова. Четвёртое задание – найти на картинке несоответствие. К примеру, изображены дети, играющие в зимние забавы, но у одного ребёнка – летний головной убор, у второго – сандалии и так далее. После того как дети найдут все несоответствия, попросите рассказать их о признаках зимы и вручайте следующую букву. Далее можно провести географическую викторину, дети угадывают страны или города. Эстафета – обязательная составляющая любого квеста, с тематикой квеста может быть связан передаваемый предмет: это может быть плюшевый пингвин, фигурка полярного медведя или снеговика. По окончании эстафеты команда получает следующую букву. Интересное задание – срезать конверт: на верёвке развешаны 7–8 конвертов и только в одном из них буква: кому же повезёт? Завершить квест можно ребусом. После того как все задания пройдены, команда путешественников составляет искомое слово самостоятельно либо с помощью ведущего, если дети ещё не умеют хорошо читать. После того как слово составлено, ведущий вручает каждому волшебный ключ. Путешествие окончено, команду смелых путешественников можно наградить памятными призами.
- «В поисках сокровищ» – универсальный квест, который подойдёт и для детского утренника, и для домашнего дня рождения. В заранее подготовленный сундук помещают «сокровища» – сладости либо небольшие сюрпризы по количеству участников. Организаторы квеста либо родители заранее готовят карту местности или помещения, которую разрезают на несколько частей. Первый фрагмент содержится в конверте – письмо вручается ведущим имениннику или капитану команды. Чтобы найти второй фрагмент, необходимо решить ребус, который расположен на обратной стороне фрагмента. Каждое последующее задание указывает на место расположения одного из фрагментов. После того как все фрагменты собраны, команда составляет карту и, ориентируясь по ней, отправляется к месту, где крестиком отмечен клад. Именинник либо капитан команды открывает заветный сундук, и все участники получают вознаграждение за проявленную смекалку и целеустремлённость.
Итак, выделим основные задания для квестов, которые усложняются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей:
- «волшебное письмо» – буквы, картинки или слова проявляются штрихованием листка (заранее нанесён воск). Второй вариант – слово или буква пишется молоком и проявляется при нагревании (проводит взрослый ведущий);
- ребус: отгадывают слово-подсказку;
- пазлы – картинка по теме квеста разрезается на несколько частей;
- картинки с отличиями (5–10 отличий);
- загадка – место, где спрятана карточка со следующим заданием;
- лабиринт;
- кроссворд – если дети не умеют читать, проводит и помогает ведущий;
- эстафета;
- викторина – тематика в соответствии со сценарием и темой самого квеста: животные, растения, времена года, географическая, предметы быта;
- срезаем конверты – на натянутой леске или верёвке висят конверты с подсказками, его надо найти и срезать.
Задумав провести детский квест, родители или другой организатор квеста могут воспользоваться большим количеством готовых сценариев в Интернете, а могут проявить творческий подход и придумать игру сами. В любом случае выбор сценария квеста – уже ваше творчество, а сама игра – это всегда весело, увлекательно и полезно.
Софья Рогозинская