ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/razvitie-rebenka-v-7-let/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:636 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:638 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:568 in Ne https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Oe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Pe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Qe ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/razvitie-rebenka-v-7-let/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:636 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:638 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:568 in Ne https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Oe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Pe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Qe Развитие ребенка в 7 лет, особенности психики и развития детей в 7 лет

Развитие ребёнка в 7 лет

Семилетний возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В возрасте 6–7 лет происходит очередной возрастной кризис, необходимый для становления личности ребёнка, его перехода на новый уровень сознания и ответственности. Именно «переход» может стать синонимом пугающего многих родителей слова «кризис», а потому бояться его не стоит. В чём проявляется кризис 7 лет, как с ним справиться и на что уже способны дети в этом возрасте?

Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка

«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.

«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.

В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.

В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.

Критерии развития ребёнка

Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.

Физическое развитие

В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.

Логическое развитие

Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.

Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.

Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.

Психическое развитие

С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».

Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?

В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».

У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.

 

«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.  

Полезные советы родителям

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис? Вот несколько советов от нашего эксперта:

  1. Сохраняйте контакт с ребёнком, внимательно относитесь к его школьным проблемам. Дети, которыми не интересуются взрослые, хуже учатся и сложнее адаптируются в классе.
  2. Обеспечьте ребёнку чёткий распорядок дня, обязательно давайте время на отдых между занятиями. Лучше сделать наглядный список и повесить возле кровати или стола.
  3. Объясняйте ребёнку запреты, которые ставите, и меры воздействия, которые примените в случае их нарушения.
  4. Обговорите с ребёнком список его обязанностей, вплоть до складывания вещей в шкаф и выполнения домашней работы.
  5. Давайте ребёнку свободу. Например, поддержание чистоты в комнате – его обязанность, но вот как именно он будет делать уборку его решение.
  6. Позвольте ребёнку видеть последствия своих поступков. Например, если ребёнок отчаянно не хочет выполнять школьные задания, пусть увидит «санкции» учителя в виде замечания или отсутствия похвалы.
  7. Играйте с ребёнком, резвитесь вместе во время выполнения домашних обязанностей или включайте игровые моменты, когда учите уроки.
  8. Поощряйте детскую дружбу – ребёнку будет легче преодолеть кризис, если он будет не один. Пусть приглашает друзей из класса поиграть у вас дома. Заодно и узнаете, с кем дружит ваш ребёнок.

Мария Березовская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.