Основным моментом, отличающим творческую деятельность от производственной, является уникальность созданного продукта. Творение, созданное одним человеком, другой повторить не сможет даже при равных исходных условиях. Одну из главенствующих ролей в творческом процессе играет воображение, а также эмоциональные переживания и различные виды мышления.
Почему одни люди способны продуцировать творческие идеи, креативны, а другие – нет? Исследователи в области психологии пришли к выводу, что этому способствуют гибкое творческое мышление и творческие способности. И эти качества в человеке можно развить.
Формируем творческое мышление
Уникальность творческого процесса в том, что он может проявиться во всех сферах деятельности человека. Об этом свидетельствует разнообразие видов творчества:
- музыка;
- литература;
- скульптура;
- изобразительное искусство;
- изобретательская деятельность;
- танец.
Однако, говоря о развитии творческого потенциала дошкольника, не стоит сужать границы понимания данной задачи до развития только навыков рисования, музыкального слуха или способности к танцу. Творческий потенциал, называемый также креативным потенциалом, заключается в развитии всех психических процессов, в том числе в творческом мышлении.
Желание самовыражения присутствует в различной степени у любого малыша. Для формирования творческой натуры, которая выражает себя в стремлении раскрыть свою индивидуальность, начиная с младшего дошкольного возраста, давайте ребёнку возможность проявлять свою творческую активность во всех сферах жизни и раскрываться в любом творческом процессе: рисовании, лепке, аппликации, конструировании, пении, танце, игре на музыкальных инструментах.
Если говорить о творческом мышлении, одним из его элементов является умение мыслить образно. Эта способность появляется на определённом возрастном этапе, затрагивающем как дошкольный возраст, так и младший школьный.
Именно в этом возрасте необходимо:
- развивать умение находить нестандартные решения;
- развивать художественный вкус;
- развивать фантазию.
Как правило, родители умиляются своим фантазёрам-дошколятам, но в младшем школьном возрасте начинают требовать большей серьёзности от своего ребёнка. Но важно и в начальной школе поддерживать фантазию, воображение, интерес ко всему происходящему, к совершению открытий. В этот период важна роль учителя и школьной программы. Недаром в программе «Начальная школа XXI века» большая роль отводится именно развитию нестандартного мышления маленьких школьников, поддерживается тяга к исследовательскому интересу ребёнка, развитию воображения.
О пользе воображения
Многие родители, говоря о фантазиях своего малыша, порой не задумываются о том, насколько они важны для развития ребёнка. Французский психолог и педагог Теодюль Рибо выделял три ступени в развитии воображения:
- детство – бурная фантазия, вымыслы, истории;
- юность – появляется сочетание осознанности и вымысла;
- зрелость – воображение контролируется интеллектом.
Задаваясь вопросом, с какой целью у ребёнка развивают воображение, нужно понимать, что в детстве все творческие процессы всецело зависят именно от него. В свою очередь, имея развитое воображение, ребёнок:
- учится мыслить нестандартно;
- может заранее представить образ своего творения;
- видит новое в привычном;
- обладает аналитическим мышлением.
Последнее стоит пояснить. По мнению психологов, процесс воображения состоит из анализа существующей реальности путём разделения на составные части и её преобразования (синтеза) в новое посредством другого сочетания этих частей, то есть формирования нового образа.
Всё перечисленное свидетельствует о том, что поддерживать детскую фантазию необходимо не только для воспитания в ребёнке творческой личности, но и для его всестороннего развития.
5 советов, как организовать занятия творчеством
Родители дошкольников часто задают вопрос: как в малыше развить творческую личность? Чтобы развить творческое мышление и творческую активность, необходимо заниматься с ребёнком. Причём эти занятия должны быть больше похожи на радостное общение, нежели на уроки. Как этого достичь?
Совет 1. Дайте ребёнку выбор
Ваш ребёнок – творческая личность, примите это утверждение за аксиому. Если малыш не проявляет способностей на занятиях изобразительным искусством, то, возможно, он хорошо поёт или с упоением собирает конструктор, изобретая новую машину. Наблюдайте за ребёнком, рано или поздно он найдёт занятие себе по душе.
Совет 2. Сделайте занятия регулярными
Творческое воспитание не терпит занятий от случая к случаю и долгих перерывов. Составьте расписание ваших занятий, уделяя им больше времени в выходные, но не забывая выделить на них 15–20 минут и в будние дни. Постарайтесь устроить так, чтобы ваши занятия творчеством протекали в спокойной обстановке. Устройте особое место, в котором будет царить вдохновение. Для этого на отдельную полку или в специальную коробку положите цветной картон, клей, блёстки, цветные камешки, краски, пластилин и другие материалы для самовыражения.
Совет 3. Хвалите ребёнка чаще
Даже если рисунок или аппликация могли бы получиться лучше, похвалите малыша за старание и стремление сделать что-то своими руками – это придаст ему уверенности. Ведь творчество – это отражение восприятия ребёнком окружающего его мира, а значит, не существует единственно правильного результата.
Совет 4. Не ругайте ребёнка за беспорядок
Побочное явление любого творческого процесса – небольшой беспорядок. Терпеливо и с пониманием отнеситесь к тому, что обрезки бумаги, капли краски, блёстки и бисер, цветной песок будут разбросаны рядом с маленьким художником. Не контролируйте творческий процесс даже с целью сохранения порядка, ведь творчество прежде всего – в свободе мыслей и действий.
Совет 5. Сохраняйте творения и устраивайте выставки
Для любого творческого человека важно признание его творений и уважение к работам. Сохраняйте рисунки, поделки, аппликации, фотографируйте и снимайте на видео танцы и песни, чтение стихотворений. Пройдёт совсем немного времени, и будет интересно вспомнить, каким неординарным и креативным был ваш малыш. Кроме того, полезно устраивать выставки работ вашего ребёнка, но обязательно учитывая мнение «мастера» – выставляйте на обозрение только те творения, которые ему нравятся.
Творим и играем вместе
Главное, что поможет вашему малышу добиться успехов в любом виде творчества, – совместное творчество с родителями. Не оставляйте его одного с заданием – творите вместе! Даже если вам кажется, что у вас нет способностей к рисованию, вы не умеете петь или танцевать, забудьте про стеснение: нетворческих людей не бывает! Какие же игры помогут провести время с пользой вместе с ребёнком?
- Совместное рисование. Выберите простой сюжет и на большом листе бумаги изобразите его вместе с ребёнком. Увидите, вам понравится!
- Пение хором. Если вас двое или трое, получится дуэт или ансамбль – спойте любимую песню вместе, а может быть, и по ролям. Хорошее настроение вам обеспечено!
- Лепка. Слепите из пластилина волшебный лес: деревья, кустарники, цветы – и не забудьте про лесных зверей.
- Спектакль. Простую сказку про Курочку Рябу или Колобка интересно будет разыграть вместе. Для этого возьмите фигурки зверей и распределите роли. Ребёнок будет в восторге от того, что сможет сам участвовать в театральном представлении.
- Игры на природе. Прогулки на природе дают много возможностей для развития ребёнка. У реки или моря дети и взрослые с удовольствием возводят из песка домики и замки. Гуляя в лесу, попробуйте примерить на себя роль строителей и построить настоящий шалаш. А если на улице зима, сделайте своему малышу настоящую горку и обязательно дайте ему поучаствовать в этом процессе. Да и слепить снеговика – неплохая идея.
Напоследок хочется заметить, что, играя с ребёнком, важно не контролировать или направлять (то есть быть над ребёнком), а быть вместе, на равных с сыном или дочкой и проявлять искренний интерес к совместным играм и занятиям.
Софья Рогозинская