Время пролетит незаметно, и наступит 1 сентября, когда вы за ручку приведёте малыша в 1 класс. Но, к счастью, в запасе ещё имеется время, чтобы при необходимости дать ребёнку те навыки и знания, которые ему понадобятся в первом классе.
Что должен уметь будущий первоклассник?
Вот какие базовые знания и навыки будущего первоклассника очень важны при поступлении в начальную школу.
- Умение ориентироваться во времени и пространстве. Время: утро, день, вечер, ночь; дни недели; месяцы; сезонное деление. Пространство: вперёд, назад, вправо, влево, около, между, над, под.
- Знание букв алфавита, но при этом ребёнок не обязан уметь читать (программы начального обучения этого не просят – в школе научат).
- Навыки счёта от 0 до 10 на уровне бытовых ежедневных операций – «Дай мне три конфеты или положи четыре салфетки». Также умение оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно».
- Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник, умение их определять в окружающих вещах и предметах.
- Знание стихов, сказок, загадок по возрасту.
- Умение составить рассказ по картинке.
- Начальные знания о природе: природные явления, растения и животные, птицы своего региона.
- Умение выполнять задание по образцу.
- Умение выделять общее и разницу, обобщать по классифицирующему признаку, определять лишнее.
- Умение одеваться и обслуживать себя.
- Уметь вырезать ножницами простые фигуры по контуру, делать аппликации, лепить из пластилина, штриховать.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Чем заняться с ребёнком перед школой?
- Приучайте вашего дошкольника к соблюдению режима: важно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
- Формируйте навыки самостоятельности: убирать игрушки, застилать постель, протереть мебель от пыли, накрыть на стол, одеваться на прогулку.
- Научите вашего дошкольника точно называть фамилию, имя и отчество родителей, а также домашний адрес.
- Больше читайте и занимайтесь творчеством. Не нужно учить ребёнка читать, оставьте этот процесс учителю. Но прочитанные вместе с родителем сказки, стихотворения, рассказы формируют позитивное отношение непосредственно к чтению. Творческие же занятия развивают мышление и фантазию, а также способствуют развитию мелкой моторики.
- Присмотритесь к одному из подготовительных курсов. В случае если ребёнок не ходит в детский сад, это особенно актуально. На подготовительных занятиях малыш не только получит знания и приобретёт необходимые навыки, но и привыкнет к школьной обстановке, получит представление о том, что такое урок, класс, привыкнет к дисциплине в детском коллективе.
- Не забывайте о физических нагрузках и спортивных играх. Используйте прогулки на свежем воздухе для адекватной физической активности – бег, прыжки, игры с мячом, катание на самокате, велосипеде, роликах; катание на лыжах и коньках в зимнее время.
Позитивный образ школы
Готовя вашего ребёнка к переходу в новую социальную роль младшего школьника, стоит обратить внимание на то, как сформировать позитивный образ школы у ребёнка. Это действительно необходимо, потому что правильное отношение и ожидания помогут успешно адаптироваться к процессу обучения и интегрироваться в коллектив.
Многие дошкольники достаточно насторожённо относятся к перспективе пойти в первый класс – этому иногда способствуют неуместные замечания взрослых или рассказы о школе старших братьев, сестёр, друзей. Важно обсудить будущее обучение с ребёнком, выяснить, есть ли страх перед школой, чего именно опасается ваш малыш. Среди обычных страхов дошкольников отмечают:
- личность учителя. Ребёнка волнует, не будет ли учитель слишком строгим, не будет ли обижать его?
- детский коллектив. Новое и неизведанное всегда вызывает некоторую насторожённость, поэтому перспективу нового коллектива ребёнок воспринимает с опаской;
- отказ от игр и игрушек. Нередко дети думают, что если они пойдут в школу, то им больше будет нельзя или некогда играть;
- перемена в распорядке дня, отсутствие прогулок и приятного времяпрепровождения с родителями;
- знания. Да-да, некоторых детей беспокоит учебный процесс, достаточно ли ребёнок знает и умеет.
Перечисленные детские страхи игнорировать нельзя. А вот развеять их можно достаточно легко.
- Расскажите малышу о своём первом учителе и эмоциях, которые вызывал этот образ. Не стоит приукрашать образ будущего педагога – учитель должен поддерживать порядок в классе, поэтому настройте будущего первоклассника на правильное поведение в школе и на уроках. Расскажите, что учителями начальных классов становятся люди, которые любят детей и свою профессию.
- Хорошо, если в новом коллективе с вашим ребёнком будут учиться уже знакомые ему дети из детского сада или приятели по играм во дворе. Если коллектив будет абсолютно незнакомым, то объясните малышу, что каждый ребёнок в классе будет тоже чувствовать себя новеньким, что не мешает всем познакомиться и подружиться.
- Ни в коем случае не говорите дошкольнику, что в школе не останется времени на игры: «Начнёшь учиться – и об игрушках думать будет некогда!» Наоборот, поведайте ребёнку, что если он будет соблюдать режим и слушать на уроке учительницу, то останется достаточно времени для игр дома. Это же касается и страха об отсутствии прогулок: кто умеет слушать и слышать, тот быстрее справляется с заданиями.
Какие страхи есть у родителей?
Оказывается, родителей преследуют почти те же страхи, что и их детей, будущих первоклассников. Попробуйте избавиться от них, ведь детям будет сложно настроиться на первый класс, если родители сами полны сомнений по поводу первого учителя, детского коллектива, школьной программы.
Что касается последней, то не надо форсировать события и пытаться за оставшийся год дать ребёнку максимум предметных навыков. Так вы только навредите образовательному процессу. А вот выбрать правильную школьную программу, ориентированную на ребёнка и его потребность в развитии, очень важно! Учитель, ведущий класс по такой программе, как «Начальная школа XXI века», никогда не станет настаивать на том, чтобы ребёнок, пришедший в первый класс, уверенно читал, считал и решал задачи или писал.
Родителям будущих первоклассников необходимо понимать, что при правильном подходе к выбору школьной программы многие из страхов улетучатся. Выполняя озвученные выше рекомендации по занятию с дошкольниками, вы с успехом подготовите малыша к школьному обучению. Если же вы переживаете о том, какие сюрпризы могут ожидать ребёнка в младшем школьном возрасте, то посетите детского психолога, который вам подробно расскажет про все нюансы данного возрастного периода.
Софья Рогозинская