ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/motivacionnaya-gotovnost-k-shkole/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:653 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:655 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 in tb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:524 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in Ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in Ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:578 in Hf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:577 in If https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:580 in Jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:581 in Kf ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/motivacionnaya-gotovnost-k-shkole/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:653 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:655 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 in tb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:524 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in Ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in Ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:578 in Hf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:577 in If https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:580 in Jf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:581 in Kf Мотивационная готовность к школе — формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность к школе

Нежелание ребёнка учиться, пожалуй, самая большая трудность, с  которой могут столкнуться родители будущего школьника. Ведь заставить малыша учиться – задача невыполнимая, он должен сам этого захотеть. Именно поэтому мотивационная готовность к школе считается столь же важной, как и другие слагаемые психологической готовности, например интеллектуальная. Почему учебная мотивация считается ключом к успешной учёбе? Как можно помочь ребёнку в формировании мотивационной готовности? Попробуем разобраться.

Тяга к знаниям: почему важна мотивация?

Мотивация к учёбе считается одним из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе, своеобразной гарантией его успешной адаптации и принятия нового статуса ученика. Исследования психологов доказывают: дети с низким уровнем мотивации тяжело приспосабливаются к новым условиям, коллективу и учителю, им сложно соблюдать школьные правила и справляться с заданиями на уроках. Школьная дезадаптация – это не только низкая успеваемость и стычки с одноклассниками, это и трудности психологического плана, и искажения в личностном развитии ребёнка.


Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе


Мотивационной готовностью называют желание ребёнка посещать школу, сформированное адекватными причинами, или мотивами. Что это за мотивы?

Специалисты выделяют шесть групп факторов, побуждающих ребёнка к приобретению новых компетенций.

  • Социальные мотивы. Ребёнок осознаёт необходимость посещать школу. Этот мотив выражается фразой: «Все дети должны учиться».
  • Учебно-познавательные мотивы. Ребёнку интересно узнавать что-то новое: «В школе можно многому научиться!»
  • Оценочные мотивы. Ребёнок стремится хорошо учиться, получить одобрение взрослого: «Я постараюсь учиться только на четыре и пять!»
  • Позиционные мотивы. Ребёнка привлекает внешняя атрибутика, ему хочется стать «взрослым», чтобы его называли школьником: «В школу ходят только взрослые дети, а в детский сад – малыши» или «К первому сентября у меня будет школьная форма, ранец с Человеком-пауком и классный пенал – это так здорово!»
  • Внешние мотивы. «Мне придётся ходить в школу, потому что родители так решили» –  подобные мотивы не выражают желаний ребёнка.
  • Игровые мотивы. Мотивы, неадекватно переносимые ребёнком в новую ведущую деятельность – учебную: «В школе меня ждут новые друзья и классные игры!»

У дошкольника, как правило, есть все перечисленные мотивы, но проявляются они индивидуально.

Надежду на успешное обучение даёт преобладание учебно-познавательных, социальных и оценочных мотивов. А вот доминирование игрового может отрицательно сказаться на успеваемости и привести к проблемам с дисциплиной ребёнка на уроках.

В редких случаях у будущего первоклассника может сложиться негативная мотивация к обучению. Чаще всего стойкое желание не учиться обусловлено боязнью школы, которую формируют сами родители, или отрицательным примером, который подают старшие дети в семье. В отсутствии тяги к знаниям может быть виновата и слишком усиленная подготовка к школе, особенно если родители проводят занятия не в игровой форме, а строго, по типу школьного урока. Порой детское «не хочу учиться» объясняется банальной усталостью – это возможно, если будущий первоклассник посещает сразу несколько кружков и секций.

Компоненты мотивационной готовности к обучению

Мотивационная готовность включает несколько компонентов:

  • положительные представления о школе;
  • желание ходить в школу с целью приобрести новые знания и умения;
  • сформированная позиция школьника.

Первые два компонента готовности вопросов обычно не вызывают, а вот третий стоит рассмотреть подробнее. Мотивационно готовым к обучению в школе считается ребёнок, у которого прослеживаются черты зрелой «внутренней позиции школьника»:

  • он стремится учиться и переживает, если такой возможности нет;
  • учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры;
  • учебные мотивы развиты в достаточной степени (помогут преодолеть возможные школьные трудности), а первенство среди них занимают познавательные и социальные.

Понимая, что сформированность мотивационной сферы играет серьёзную роль как для успешной адаптации ребёнка к школе, так и для его последующего обучения и становления личности, родители хотят знать, насколько готово их чадо идти первый раз в первый класс. Для диагностики мотивационной готовности в арсенале педагогов и психологов есть немало специальных тестов. Дома можно провести простой экспресс-тест: пусть ребёнок вообразит себя директором школы или даже министром образования и составит расписание для 1 класса на неделю. Предметы он может включать любые, даже не предусмотренные школьной программой, да и количество уроков – дело хозяйское. Пока ребёнок будет трудиться над созданием расписания, понаблюдайте за ним – в какой последовательности он располагает уроки, как часто повторяется один и тот же предмет за учебную неделю, много ли в сетке уроков, не входящих в школьную программу. Так вы сможете сделать определённые выводы о сформированности мотивационных компонентов и обнаружить «проблемные зоны».

Как помочь ребёнку обрести мотивацию к обучению?

Если вы всем сердцем желаете помочь ребёнку учиться в школе с радостью и успешно, начните действовать по плану.

  • Рассказывайте интересные истории из школьной жизни. Если своих в запасе нет или они быстро перевелись, читайте рассказы о школе русских и советских классиков и современных зарубежных авторов. Список хороших книг вы можете найти здесь.
  • Вместе с ребёнком рассматривайте школьные фотографии, тетради и дневники, грамоты и школьные старые учебники.
  • Создайте в доме атмосферу, которая будет помогать ребёнку развиваться и формировать у него познавательную мотивацию, – купите глобус, заведите аквариумных рыбок, вместе рассматривайте карту звёздного неба и тому подобное.
  • Больше разговаривайте с ребёнком, занимайтесь совместной деятельностью – лепите из пластилина, делайте поделки из природных материалов, играйте и беседуйте во время прогулок.
  • Научите ребёнка ставить цели и выбирать способы их достижения.
  • На простых примерах и повседневных делах вместе с ребёнком проследите, как связаны усилия, которые он прилагает, с результатами его труда.
  • Обсуждайте с ребёнком, как связаны школьные предметы и реальная жизнь. Например, умение считать пригодится во время покупок в магазине, а умение читать поможет не заблудиться в незнакомом месте – всегда сможешь узнать название улицы, станции метро, вывески над входом в магазин.

Всё это вкупе с грамотно выбранной системой обучения в школе, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребёнка и поощряющей детское любопытство и тягу к знаниям, такой, например, как система «Начальная школа XXI века», поможет малышу сформировать мотивационную готовность к школе и станет ключом к успешной учёбе в будущем.


Мария Березовская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.