ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:640 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:642 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Vb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:561 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 in $d https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 in be https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Je https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Ke https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in Le https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in Me ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/rebenok-ne-hochet-idti-v-shkolu/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:640 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:642 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Vb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:561 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 in $d https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:565 in be https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Je https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Ke https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in Le https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in Me Ребенок не хочет идти в школу — почему ребенок не хочет ходить в школу, что делать
Назад вернуться  к Полезной информации

Ребёнок не хочет идти в школу

«У меня болит живот», «Я не выспался» – под такими жалобами первоклассника может маскироваться его нежелание посещать школу. Впрочем, чаще дети даже и не скрывают этого, а заявляют прямо: «Не хочу в школу!» В попытках разобраться, что же послужило поводом для такого неожиданного заявления, родители часто заходят в тупик – ребёнок либо молчит как партизан, либо его объяснения кажутся какими-то отговорками. О самых популярных причинах отказа посещать школу, а также о том, как помочь малышу, разбираемся в этой статье.

Нежелание ходить в школу: кто виноват и что делать?

Причин, по которым ребёнок категорически отказывается ходить в школу, существует множество. Одни проблемы решаются самими родителями, другие – совместно с классным руководителем, а в некоторых случаях необходима помощь квалифицированного школьного психолога. Вот самые популярные причины нежелания ребёнка посещать уроки.

1. Адаптационный период

Не у всех первоклассников адаптация к школе проходит гладко: некоторым привыкание к новому ритму жизни, школьному режиму и детскому коллективу даётся очень тяжело. Неудивительно, что ребёнок начинает отказываться от посещения школьных занятий.

По мнению психологов, нормальный период адаптации ребёнка к школе может занимать от пары недель до полугода – это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от уровня сложности школьной программы и тому подобных факторов. Но в среднем на адаптацию уходит 2–3 месяца, после чего уровень тревожности у ученика младших классов снижается. Ребёнок привыкает к новому статусу ученика, усваивает школьные нормы поведения, вливается в коллектив и находит новых друзей.

Во время адаптации ребёнок может быть плаксивым и раздражительным, жаловаться на усталость и головные боли, есть без аппетита и плохо спать. Могут возникать и трудности психологического характера, например боязнь школы, отрицательное отношение к учёбе, неприятие учителя. И хоть каждый случай лучше рассматривать индивидуально, не стоит забывать и об общих рекомендациях психологов, которые помогут ребёнку пережить адаптационный период.

Родителям необходимо свести к минимуму эмоциональность собственных реакций на капризы ребёнка, а также постараться максимально снизить болезненное восприятие школьной сферы любыми способами. Успеха нужно ждать терпеливо, потому как зацикленность на школьных делах лишь замыкает порочный круг тревожности. Именно поэтому стоит поменьше ругать ребёнка и побольше хвалить – за конкретные дела, за улучшение собственных результатов (вчера в домашней работе сделал четыре ошибки, а сегодня всего две!). А главное, ни в коем случае не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

2. Отсутствие учебной мотивации

Нежелание ребёнка посещать уроки может объясняться отсутствием у него мотивационной готовности. Не случайно многие педагоги даже ставят мотивацию на первое место в понятии «готовность к школе». «Ситуация, когда у ребёнка нет мотивации учиться, то есть он не видит образование как цель, нередко возникает в том случае, если его школьные успехи часто оставались незамеченными, – рассказывает школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Родители могут помочь малышу справиться, если изменят стратегию воспитания будут больше отмечать заслуги ребёнка именно в учебном плане».

3. Переутомление

Исходя из самых лучших побуждений, родители нередко записывают ребёнка сразу во всевозможные секции и кружки: по понедельникам и вторникам он ходит на дополнительные занятия по английскому языку, в среду и пятницу – в музыкальную школу, в субботу – на скалолазание, а в воскресенье – вместе с родителями в музей. Неудивительно, что через пару недель такой «занятости» ребёнок категорически отказывается ходить в школу – включается своеобразная самозащита от большой нагрузки. Рецепт в этом случае простой: отказаться от части дополнительных занятий и дать ребёнку больше времени на себя. «Ничегонеделание» не такая уж и пустая трата времени: психологи уверяют, что в эти моменты дети развивают внутреннюю мотивацию, пытаются понять и найти себя.

4. Конфликт с учителем

«Одна из самых частых причин, по которой ребёнок отказывается посещать школьные занятия, – дискомфорт, который он испытывает в классе и школе в целом. Так бывает, если ребёнок не «совпал» с учительницей, например он флегматик, которому нужно долго вникать в учебный процесс, а учительница холерик и подаёт материал в быстром темпе, – поясняет психолог Александра Растопчина. – Постарайтесь разобраться в ситуации и мягко узнайте причины у классного руководителя, потому что именно её задача – увлечь ребёнка на уроке и преподнести интересно материал. Роль родителей – привить уважение к педагогам и научить ребёнка необходимой дисциплине».

5. Разочарование в школе

Разочарование ребёнка в школе чаще всего наступает из-за неправильных ожиданий. Например, родители мотивировали малыша к обучению рассказами о том, как в школе весело и интересно. А по факту ребёнок увидел лишь одно: на уроках придётся много трудиться. Именно поэтому психологи рекомендуют быть честным с ребёнком и изначально готовить его к тому, что в школу он идёт прежде всего за новыми знаниями.

В данной ситуации очень важна и образовательная система, по которой ведётся обучение в первом классе. Учебники УМК «Начальная школа XXI века» учитывают особенности каждого ребёнка, чтобы ему было комфортно в процессе обучения. В результате ребёнку действительно интересно учиться с первых дней в школе. 

6. Проблемы с одноклассниками

Если ребёнка постоянно дразнят в школе или у него часто случаются конфликты с одноклассниками, рано или поздно он начнёт воспринимать школу как место, где ему неприятно находиться. А когда приходится ходить в школу через силу, страдает самооценка и снижается успеваемость.

«Представьте, что в рабочем коллективе о вас за спиной шепчутся, а когда вы подходите, коллеги удаляются. А может быть, и того хуже – со стола исчезают ваши личные вещи. Мало приятного, согласны? Так вот и ребёнку может быть плохо в детском коллективе и, как следствие, учиться не очень хочется, комментирует наш эксперт. Чтобы как-то разрешить неприятную ситуацию, постарайтесь выяснить причины конфликта, больше разговаривайте с классным руководителем и школьным психологом».

Как вести беседу с ребёнком?

Чего родителям точно не стоит делать, так это повышать голос на ребёнка, ругать его за плохое поведение и неуспеваемость, обижаться и ставить ультиматумы. Даже при отсутствии проблем во время адаптации (и уж точно, если школьные проблемы возникли) первокласснику как никогда нужны спокойные и адекватные мама и папа. Поэтому всеми силами постарайтесь сдерживать собственные эмоциональные порывы, чтобы не усугубить стрессовую ситуацию.

Многих родителей интересует вопрос, как грамотно узнать у ребёнка, почему он не хочет ходить в школу. Ответ прост: слушайте ребёнка. По-настоящему, не перебивая. В искреннем и доверительном разговоре старайтесь выяснить причины нежелания, понять сложности, с которыми столкнулся маленький ученик. В таком разговоре нет места критике или нравоучениям. А вот сочувствие, принятие и поддержка малышу в сложное время очень нужны.  

«Независимо от возраста ребёнка близким людям не стоит отмахиваться от его жалоб и говорить «Это всё ерунда, вырастешь поймёшь». Так можно создать пропасть в отношениях, – предупреждает школьный психолог Александра Растопчина. – Высмеивать сложности тоже не стоит, смеяться над проблемами можно только вместе с ребёнком: вы внимательно слушаете, оборачиваете произошедшее в шутку (если это уместно), и малыш с облегчением смеётся над ситуацией вместе с вами. Если малыш совершил проступок и признался в нём, не стоит наказывать его, лучше обсудить, как избежать подобных происшествий в будущем».

5 полезных советов родителям

Как правильно доверительно общаться с ребёнком? Если вы столкнулись с нежеланием первоклассника идти в школу, прислушайтесь к нашим советам.

  1. Попробуйте понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Для этого выслушайте его, не перебивая, чтобы высказать своё мнение. Автобиографическое или оценочное слушание, во время которого вы словно «примеряете» всё сказанное на себя, а потом выдаёте ребёнку готовое решение проблемы, ни к чему хорошему не приведёт – ребёнок останется неуслышанным.
  2. Ежедневно искренне интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, его чувствами и мыслями. Узнайте, какие уроки он любит и почему. Учите ребёнка понимать, различать и выражать свои эмоции.
  3. Если школьные проблемы кажутся вам серьёзными, не спешите звонить директору школы или жёстко разбираться с родителем одноклассника, обижающего вашего ребёнка. Выясняйте подробности с холодной головой, проанализируйте последствия своего вмешательства в ситуацию. Посоветуйтесь с классным руководителем, узнайте его видение проблемы. Выработайте совместное решение. Важно сделать всё, чтобы не усугубить проблему.
  4. Научите ребёнка находить плюсы в любой ситуации, даже в неприятной, будь то плохая успеваемость, ссора с одноклассниками или недопонимание с учителем.
  5. Будьте примером для ребёнка, не бойтесь делиться с ним своими переживаниями и опытом решения проблем. Лучше делать это в прошедшем времени: «Сначала я боялась, но потом у меня получилось». Конечно, это должна быть история с хорошим концом – ведь маленькому ребёнку в сложной психологической ситуации нужны позитивные ориентиры.

 

Мария Березовская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.