Как привить желание учиться первокласснику

Естественная любознательность заложена в нас природой. Однако без внешней поддержки она быстро угасает. Поэтому так важно сформировать и поддерживать среду, в которой ребёнок сможет получать новые знания естественно и легко. Как развить в ребёнке мотивацию достижения успехов в школе? Как стимулировать интерес к учёбе, когда эффект новизны пропадает и уроки превращаются в рутину?

К чему бы мы ни стремились в жизни, мы делаем это благодаря наличию мотивации. Она может быть отрицательной или положительной. Например, страх перед реакцией родителей на плохую отметку – результат отрицательной мотивации. Данный тип мотивации мешает здоровому развитию личности и негативно влияет на психику ребёнка. Положительная мотивация, напротив, всегда конструктивна и опирается на какой-либо положительный стимул. Сформировать правильную учебную мотивацию первоклассника будет проще, если учесть самые распространённые ошибки родителей.

Ошибка 1. Ребёнок уже умеет читать, писать и считать, а значит, готов к школе!

Интеллектуальная подготовленность вовсе не означает готовности психологической и физической. Так что не спешите отдавать ребёнка в школу пораньше. Ведь ему ещё предстоит научиться управлять своим вниманием, ориентироваться во времени и пространстве, самостоятельно обуваться, справляясь со шнурками или «липучками», и многому другому.

Кстати, проверить уровень школьной готовности ребёнка можно, пройдя вместе с ним простой и очень информативный тест на нашем сайте:

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Ошибка 2. Отсутствие контакта со сверстниками

Если ребёнок не посещал детский сад, обеспечьте ему комфортную адаптационную среду – занятия в кружках, командные игры и т.д. Помогите ему научиться жить в коллективе и соблюдать общие правила.

Ошибка 3. Тяжёлая психологическая обстановка в семье

Ребёнок, который часто сталкивается с отрицательными эмоциями близких, тратит огромный ресурс на переживания. У него может просто не остаться сил на то, чтобы волноваться ещё и о школьной успеваемости. Стремитесь дать ребёнку чувство опоры, спокойствия. Дайте понять, что взрослые в состоянии справиться со своими проблемами и что ребёнок в них не виноват.

Ошибка 4. Отсутствие чёткого режима дня

Чётко выстроенный режим дня напрямую способствует не только успешному обучению, но и нормальному физическому развитию ребёнка.  Непривычно высокая нагрузка, недостаточный сон и отсутствие чёткого чередования умственного напряжения с физической активностью и отдыхом – прямой путь к переутомлению.

Ошибка 5. Деструктивные методы воспитания

Деспотичность и гиперопека родителей так же опасны для ребёнка, как и чрезмерная либеральность. И то и другое ведёт к неадекватной самооценке. Относитесь к ребёнку с уважением, учите его уважать других и не уходите в крайности. Также очень важно следить за тем, чтобы родители, а также бабушки и дедушки придерживались единой линии воспитания.

Ошибка 6. Проецирование своих страхов и ожиданий

Беспокоиться о будущем ребёнка – вполне естественно для родителя. Однако эти страхи часто не имеют отношения к ребёнку. Примите свой опыт с мудрым спокойствием и дайте ребёнку возможность собственных поисков и открытий! 

Ошибка 7. Сравнение с другими

Создание конкуренции путём сравнения с другими детьми – прямой путь к тревожным состояниям и неуверенности в себе. Всякий человек талантлив по-своему, и ни один не идеален. Одна и та же задача может даваться разным детям по-разному. Положительной мотивации способствует сравнение ребёнка с самим собой – следите за динамикой его школьных успехов и вместе оценивайте результаты.

Как повысить мотивацию?

Прежде всего, стремитесь найти источник низкой мотивации – это могут быть ошибки воспитательного характера, большую часть которых мы разобрали, или отсутствие умения учиться. Этот навык в значительной степени выстраивается на основании образа жизни родителей. Поощряйте интересы ребёнка, устраивайте тематические культпоходы, рассказывайте о том, что интересно вам, дополняйте информацию, полученную ребёнком на школьных занятиях, – чаще дарите друг другу радость познания чего-то нового! Вспоминайте позитивный опыт из своих школьных дней, расскажите, как используете эти знания в повседневной жизни.

В первом классе школы навыки обучения только закладываются, и нет ничего плохого в том, чтобы на первых порах выполнять задания вместе. Вместо того, чтобы предлагать ребёнку готовый ответ, помогайте школьнику рассуждать самому. Объясняйте непонятное, терпеливо отвечайте на вопросы. Чаще хвалите малыша, даже если он порой кажется невнимательным и несообразительным.

Для закрепления школьных успехов важна правильная похвала! Хвалите ребёнка не за его способности, а за затраченные им усилия, проявленное упорство и старание. Подчёркивайте важность знаний, а не оценок.

Развивайте навык самоконтроля с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Определите вместе, когда лучше садиться за занятия, когда – гулять, чем заниматься на досуге. Помимо учёбы у ребёнка могут быть и другие обязанности по дому (труд – важнейший организующий фактор!), а также неприкосновенное право на своё свободное время.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, который лежит в основе образовательной системы «Начальная школа XXI века», отлично мотивирует и поощряет каждого малыша и обеспечивает маленьким ученикам гармоничное развитие и успешную самореализацию.

Помогите школьнику сформировать адекватную самооценку, видеть границы своих способностей во время выполнения школьных заданий и в то же время верить в свои силы.

Сотрудничайте с учителем. Проявите максимум уважения и доброжелательности и воздержитесь от критики. Попросите учителя высказать своё мнение о том, какие факторы помогут вашему ребёнку выстроить успешную учёбу. Даже если учитель не вполне вас устраивает, такой подход даст куда лучший эффект, чем претензии и критика в его адрес.

Любое новое дело в начале обучения кажется долгим, нудным и страшным. Зато освоив его, мы удивляемся, почему другие не пользуются таким простым и полезным навыком. Вспомните вместе с ребёнком похожий пример из его опыта, например порассуждайте, как сложно ему было научиться держать равновесие на двухколёсном велосипеде и как легко он делает это теперь. То же касается освоения школьной программы. Стоит только захотеть – и всё получится!


Наталья Якунина


Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.