Несмотря на то, что в современном мире калькулятор всегда под рукой, освоить навыки устного счёта ребёнку полезно. Это умение не только развивает интеллект, но и находится в основе многих действий, в том числе и нематематического характера.

Зачем нужен устный счёт

Заблуждением будет считать, что математика – наука, которая учит нас считать. Прежде всего, она учит нас думать. Благодаря устному счету совершенствуется и развивается логика, пространственное мышление.

Один из важнейших навыков, который формирует устный счет – наблюдательность. Замечено, что ребенок, которому хорошо дается устный счет, обладает более развитым мышлением: он мыслит объемно, видит задачу целиком и одновременно способен замечать детали.

Память – никто не будет спорить, что для того, чтобы производить в уме математические действия, она должна быть развитой и натренированной. К сожалению, современная жизнь не предлагает нам много возможностей для развития мнемонических способностей. Так что заниматься со своим будущим первоклассником устным счетом будет полезно и родителям.

Решая примеры в уме, мозг вынужден работать. А это значит, активизируется не только память. Но и речь, внимание, фонематический слух (ведь задания приходится воспринимать на слух). Тренирует счет в уме и скорость реакции.

Человек, умеющий быстро считать в уме, обладает и способностью быстро оценивать ситуацию.

Устный счет требует концентрации внимания, поэтому если мама сетует на рассеянность будущего первоклассника, можно попробовать потренировать его усидчивость игрой с цифрами.

Все эти навыки и качества обязательно пригодятся в обучении будущему школьнику.  

Ребёнок начинает считать – как помочь?

В каком возрасте дети обучаются навыку устного счета быстрее всего? Ответ на вопрос кроется в детской психологии. Не нужно знакомить ребенка с цифрами раньше 3 лет, поскольку до этого возраста мышление у детей конкретное. А это значит, даже если они и запомнят цифру, воспринять число как абстракцию, обозначающую количество, они попросту не могут. Именно поэтому опытные педагоги советуют начинать учить ребенка счёту не с цифр, а с более общих математических понятий: мало – много, дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже. Между 3 и 5 годами ребенок постепенно учится устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры. Поэтому именно старший дошкольный возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий - но лишь в том случае, если ребенок сам проявляет инициативу.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Советы родителям маленького математика

Как поддержать интерес ребёнка к азам математики?

Знакомьте малыша с забавными считалками и потешками, но не акцентируя его внимание на числах. На начальном этапе пусть просто посчитает кубики. И вы считайте вместе с ним, помогайте малышу Всё подряд: один зонтик, два сапога, три вилки, четыре ступеньки, пять машин у подъезда. Спустя некоторое время ребенок начнет понимать, что названное количество предметов соответствует самим числам – «одному», «трем», «пяти» и т.д. После этого вы сможете приступить к следующему математическому занятию – попросить малыша не просто считать, но и различать предметы одной формы, но разного цвета и наоборот. Например, попросите ребенка принести вам три красных кубика и один зеленый; сосчитать сначала синие цветочки на салфетке, а затем красные.

Полезно совмещать обучение счету с развитием умения ориентироваться в пространстве – пространственное мышление способствует развитию математических способностей. К примеру, спросите ребенка, сколько раскиданных на полу игрушек находится перед ним, а сколько – за ним. Видите, убирать кубики - занятие, полезное не только с точки зрения чистоты и порядка, но и как развивающая игра.

Можно играть в домино всей семьей: картинки с точками или рисунками, соответствующие определенным числам, постепенно будут запечатлеваться в памяти ребёнка.

Отличная идея – связать каждое число с известными малышу сказочными персонажами или другими понятиями, например, 2 – журавль и цапля, 3 — три поросёнка, 4 – черепашки-ниндзя, 5 — пальцев на руке, 6 – героев в русской народной сказке «Репка», 7 — гномов и т.д.

Можно познакомить ребенка с цифрами, представив их в виде символов: «Единичка — худой человек в кепке, двойка — лебедь».

Хорошую службу сослужат мнемонические карточки — картонные картинки с изображением цифр и соответствующих им количеством предметов. Благодаря таким карточкам у ребенка довольно быстро формируется устойчивая связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Перед поступлением в первый класс можно рассказать малышу о составе числа, он должен понимать, что, например, три — это три единицы, а число пять можно получить разными способами (пять единиц; два и три; три единицы и два). Можно познакомить ребенка и со знаками “больше”, “меньше” и “равно”.

Но даже в это время не стоит превращать математику в тяжкую повинность, общение с цифрами не должно вызывать отторжения. Помогая ребенку в освоении устного счета, не забывайте о главном: детская память хранит только то, что вызывает эмоциональный отклик. И хорошо, если этот отклик будет положительным.

Задания и упражнения на устный счёт

Магазин

Любимая игра как малышей, так и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вот где пригодится быстрый устный счёт!  Разложите на столе или диване «товары для продажи», прикрепите к каждому «ценник», придумайте «валюту». Нарисовать монетки можно на картоне: от 1 до 10 «копеек» — для детей 4-7 лет,  десятки и сотни «рублей» — для первоклассников и детей постарше. Игра в магазин — практичный способ показать детям монеты в употреблении и даже научить размену денег.

Настольные игры

Играя в настольные игры-ходилки, дети не только весело проводят время, но и упражняются в устных вычислениях  — им приходится совершать определенное количество шагов вперед или назад по очереди с другими игроками.

Математический диктант

Это упражнение отлично развивает навыки устного счёта, а делать его с ребенком можно даже стоя в очереди в магазине. «Прибавь к трём единицу. Отними два. Прибавь четыре. Какое число я задумала?»

Прогрессия

Ещё одна игра, в которую можно играть где угодно. Объясните ребёнку, что его задача — двигаться, например, от цифры 4 с шагом 2, то есть прибавлять к четырем два и далее к полученному числу снова прибавлять два (получается 4, 6, 8, 10 и т.д.). Это упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа (играть можно до определённого заранее числа — 40, 50 или сразу до 100). При желании «ходить» можно и задом наперед — «вычитая», например, от 30 или 60.

«Назови числа»

Попросите ребенка назвать по порядку все числа от 1 до, к примеру, 50, в которых есть 2. В уме ребенку придется представить все числа подряд и выбрать подходящие — 2, 12, 20, 21, 22. Упражнение прекрасно тренирует умение визуализировать числа.


Мария Березовская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.