ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/nachinaem-schitat/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:647 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:649 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in cf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in df https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in ef https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in ff ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/nachinaem-schitat/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:647 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:649 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in Zb https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in e https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:523 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:563 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:564 in se https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:566 in ue https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in cf https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in df https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:573 in ef https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:574 in ff Начинаем считать, развитие навыка устного счета у детей

Начинаем считать

Несмотря на то что в современном мире калькулятор всегда под рукой, освоить навыки устного счёта ребёнку полезно. Это умение не только развивает интеллект, но и находится в основе многих действий, в том числе и нематематического характера.

Зачем нужен устный счёт

Заблуждением будет считать, что математика – наука, которая учит нас считать. Прежде всего она учит нас думать. Благодаря устному счёту совершенствуется и развивается логика, пространственное мышление.

Один из важнейших навыков, который формирует устный счёт, – наблюдательность. Замечено, что ребёнок, которому хорошо даётся устный счёт, обладает более развитым мышлением: он мыслит объёмно, видит задачу целиком и одновременно способен замечать детали.

Память – никто не будет спорить, что для того, чтобы производить в уме математические действия, она должна быть развитой и натренированной. К сожалению, современная жизнь не предлагает нам много возможностей для развития мнемонических способностей. Так что заниматься со своим будущим первоклассником устным счётом будет полезно и родителям.

Решая примеры в уме, мозг вынужден работать. А это значит, активизируется не только память, но и речь, внимание, фонематический слух (ведь задания приходится воспринимать на слух). Тренирует счёт в уме и скорость реакции.

Человек, умеющий быстро считать в уме, обладает и способностью быстро оценивать ситуацию.

Устный счёт требует концентрации внимания, поэтому, если мама сетует на рассеянность будущего первоклассника, можно попробовать потренировать его усидчивость игрой с цифрами.

Все эти навыки и качества обязательно пригодятся в обучении будущему школьнику.  

Ребёнок начинает считать – как помочь?

В каком возрасте дети обучаются навыку устного счёта быстрее всего? Ответ на вопрос кроется в детской психологии. Не нужно знакомить ребёнка с цифрами раньше 3 лет, поскольку до этого возраста мышление у детей конкретное. А это значит, даже если они и запомнят цифру, воспринять число как абстракцию, обозначающую количество, они попросту не могут. Именно поэтому опытные педагоги советуют начинать учить ребёнка счёту не с цифр, а с более общих математических понятий: мало – много, дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже. Между 3 и 5 годами ребёнок постепенно учится устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры. Поэтому именно старший дошкольный возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий, но лишь в том случае, если ребёнок сам проявляет инициативу.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Советы родителям маленького математика

Как поддержать интерес ребёнка к азам математики?

Знакомьте малыша с забавными считалками и потешками, но не акцентируя его внимание на числах. На начальном этапе пусть просто посчитает кубики. И вы считайте вместе с ним, помогайте малышу. Всё подряд: один зонтик, два сапога, три вилки, четыре ступеньки, пять машин у подъезда. Спустя некоторое время ребёнок начнёт понимать, что названное количество предметов соответствует самим числам – «одному», «трём», «пяти» и т.д. После этого вы сможете приступить к следующему математическому занятию – попросить малыша не просто считать, но и различать предметы одной формы, но разного цвета, и наоборот. Например, попросите ребёнка принести вам три красных кубика и один зелёный; сосчитать сначала синие цветочки на салфетке, а затем красные.

Полезно совмещать обучение счёту с развитием умения ориентироваться в пространстве – пространственное мышление способствует развитию математических способностей. К примеру, спросите ребёнка, сколько раскиданных на полу игрушек находится перед ним, а сколько – за ним. Видите, убирать кубики – занятие, полезное не только с точки зрения чистоты и порядка, но и как развивающая игра.

Можно играть в домино всей семьёй: картинки с точками или рисунками, соответствующие определённым числам, постепенно будут запечатлеваться в памяти ребёнка.

Отличная идея – связать каждое число с известными малышу сказочными персонажами или другими понятиями, например: 2 – журавль и цапля, 3 – три поросёнка, 4 – черепашки-ниндзя, 5 – пальцев на руке, 6 – героев в русской народной сказке «Репка», 7 – гномов и т.д.

Можно познакомить ребёнка с цифрами, представив их в виде символов: «Единичка – худой человек в кепке, двойка – лебедь».

Хорошую службу сослужат мнемонические карточки – картонные картинки с изображением цифр и соответствующим им количеством предметов. Благодаря таким карточкам у ребёнка довольно быстро формируется устойчивая связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Перед поступлением в первый класс можно рассказать малышу о составе числа, он должен понимать, что, например, три – это три единицы, а число пять можно получить разными способами (пять единиц; два и три; три единицы и два). Можно познакомить ребёнка и со знаками «больше», «меньше» и «равно».

Но даже в это время не стоит превращать математику в тяжкую повинность, общение с цифрами не должно вызывать отторжения. Помогая ребёнку в освоении устного счёта, не забывайте о главном: детская память хранит только то, что вызывает эмоциональный отклик. И хорошо, если этот отклик будет положительным.

Задания и упражнения на устный счёт

Магазин

Любимая игра как малышей, так и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вот где пригодится быстрый устный счёт!  Разложите на столе или диване «товары для продажи», прикрепите к каждому «ценник», придумайте «валюту». Нарисовать монетки можно на картоне: от 1 до 10 «копеек» – для детей 4–7 лет,  десятки и сотни «рублей» – для первоклассников и детей постарше. Игра в магазин – практичный способ показать детям монеты в употреблении и даже научить размену денег.

Настольные игры

Играя в настольные игры-ходилки, дети не только весело проводят время, но и упражняются в устных вычислениях – им приходится совершать определённое количество шагов вперёд или назад по очереди с другими игроками.

Математический диктант

Это упражнение отлично развивает навыки устного счёта, а делать его с ребёнком можно, даже стоя в очереди в магазине. «Прибавь к трём единицу. Отними два. Прибавь четыре. Какое число я задумала?»

Прогрессия

Ещё одна игра, в которую можно играть где угодно. Объясните ребёнку, что его задача – двигаться, например, от цифры 4 с шагом 2, то есть прибавлять к четырём два и далее к полученному числу снова прибавлять два (получается 4, 6, 8, 10 и т.д.). Это упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа (играть можно до определённого заранее числа – 40, 50 или сразу до 100). При желании «ходить» можно и задом наперёд – «вычитая», например, от 30 или 60.

«Назови числа»

Попросите ребёнка назвать по порядку все числа от 1 до, к примеру, 50, в которых есть 2. В уме ребёнку придётся представить все числа подряд и выбрать подходящие – 2, 12, 20, 21, 22. Упражнение прекрасно тренирует умение визуализировать числа.


Мария Березовская

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.