ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/plohoe-povedenie-rebenka/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:608 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:610 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:512 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:531 in h https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:492 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 in Md https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:535 in Od https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:541 in ve https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:540 in we https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in xe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ye ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/plohoe-povedenie-rebenka/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:608 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:610 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:512 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:531 in h https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:492 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:532 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:533 in Md https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:535 in Od https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:541 in ve https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:540 in we https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:543 in xe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:544 in ye Плохое поведение детей — что делать, если ребенок плохо себя ведет
Назад вернуться  к Полезной информации

Плохое поведение ребёнка: почему он так себя ведёт?

Все родители будущих школьников мечтают о послушном, спокойном и собранном ребёнке. Особенно это важно накануне первого класса, когда умение дисциплинированно вести себя на уроке ведёт к отличному усвоению материала, хорошим отношениям с учителем и одноклассниками и в целом к более лёгкой адаптации малыша к новому для себя статусу школьника. Но не всегда малыш оправдывает родительские ожидания. Чтобы не испытывать разочарования, стоит понимать, что причины так называемого плохого поведения очень разнообразны и далеко не всегда зависят от ребёнка. О чём говорит непослушание и что можно с этим поделать – в нашей статье.

Причин поведения малыша, когда он ведёт себя неподобающе, может быть много, вот несколько основных.

Возрастные особенности

Развитие детей происходит не постепенно, а скачкообразно. Одной из таких ступеней развития является возраст 7 лет. Обычно в этом возрасте ребёнок уже либо посещает первый класс, либо собирается пойти в школу. И совпадение изменения социального статуса с психоэмоциональными особенностями малыша в данный кризисный период может дать неожиданный для родителей результат. Кризис – это всегда стресс. Дошкольник превращается в школьника, но не всегда готов к этому психологически. Отсюда капризы, проблемы с дисциплиной, несоблюдение правил, принятых в обществе, грубость и тому подобные черты.

Что делать? Можно ли считать, что 7-летний ребёнок поступает «плохо» только из желания позлить родителей? Нет, конечно! Напротив, можно сказать, что такое протестное поведение – норма для данного возраста, предсказуемо и является обычным делом. Если родители поймут это и наберутся терпения, им удастся сохранить спокойствие. А вот чего точно не надо делать, так это гневаться и ругать малыша. Напротив, именно сейчас он нуждается в особой заботе и поддержке, и задача родителей – их обеспечить.

Советы родителям

Будьте информированы. Вам уже пришлось перерасти вместе с ребёнком более ранние возрастные кризисы, а значит, вы хотя бы немного подготовлены к тому, что маленький ангелочек может буквально в одночасье превратиться в непослушного бунтаря. Если же такое поведение – неожиданность, посоветуйтесь со школьным или детским психологом, почитайте книги по детской психологии, узнайте достоверную информацию о том, как протекают подобные периоды в жизни ребёнка, какой реакции можно от него ждать. Всё это поможет вам реагировать на происходящее с поистине спартанским спокойствием.

Имейте терпение. Кризис 7 лет не будет длиться вечность – максимум несколько месяцев. И очень важно набраться терпения: всё проходит и это пройдёт. По крайней мере, на время – до очередного, уже подросткового кризиса.

Не теряйте контроля. Когда контроль над собой теряет ребёнок, а родитель теряет от этого голову, никто из участников ситуации не в силах с ней справиться. Чтобы успокоиться и обрести способность действовать «с холодной головой», примите тот факт, что ребёнок просто не может вести себя иначе. И функции капитана вашего корабля, естественно, ложатся на маму и папу – мудрых взрослых, которые способны справиться с любой проблемой.

Измените отношение. Вы сами (и все окружающие) твердили малышу, что «он теперь взрослый». Сейчас он и сам в это поверил и своим поведением требует к себе соответствующего отношения. Он вырабатывает свою собственную позицию, мнение по поводу того или иного события, по сути, собирает заново свой внутренний мир, превращаясь из маленького дошкольника во взрослого школьника. Конечно, он ещё не совсем взрослый. Но попробуйте расширить границы его свободы, поменьше опекать и запрещать, помогите ему разобраться в себе – и кризис пройдёт быстрее и легче.

Поведение укрепляет родитель

Не всегда плохое поведение совпадает с возрастным кризисом семилетия. Можно наблюдать его и в 5, и в 6 лет. Самый распространённый пример – капризы в магазине, когда малыш требует купить себе что-то, а мама сопротивляется изо всех сил. Но потом сдаётся: ей сложно устоять перед капризами, хныканьем, обидами и иногда истериками малыша. Да, ребёнка ругают, но одновременно вручают ему злосчастную игрушку. И тем самым закрепляют нежелательное поведение.

Что делать? Быть последовательным в своём воспитании. Стоит ребёнку понять на личном опыте, что так называемое плохое поведение может принести ему вознаграждение в виде родительского внимания, обновки и тому подобных бонусов, и перевоспитать его будет сложно. Поэтому очень важно:

  • договариваться о возможностях и о поведении в общественном месте заранее («Да, мы пойдём в магазин, но покупать будем продукты, а не игрушки»);
  • соблюдать эти договорённости, что бы малыш ни вытворял. Яркая эмоциональная реакция мамы на капризы – это тоже подкрепляющее поведение.

Советы родителям

Сами ведите себя хорошо. Если вы говорите малышу, что кричать плохо, но регулярно повышаете на него голос – ребёнок будет руководствоваться вашими поступками, а не правильными словами. А значит, будет вести себя неправильно.

Будьте последовательными. Вчера мама в ответ на капризы ругалась, а сегодня смеётся, как будто это невинная шалость. Такое поведение «сбивает ориентиры» ребёнка. Если малыш ведёт себя неподобающе, такое поведение всегда должно вызывать неодобрение. Только тогда капризы, грубость и проявления агрессии лишаются легитимности и в глазах ребёнка.

Будьте лаконичными. Иногда лучше короткое и ясное «нет», нежели долгие объяснения. И не нужно пускаться в осуждение из серии «Сколько раз можно тебе говорить!».

Попытка добиться нужного

Иногда плохое поведение – это зашифрованный язык, которым ребёнок пытается сказать взрослым: мне плохо. Он так жалуется. И хорошо, если мама умеет читать своего ребёнка как открытую книгу и знает его особенности.

Один малыш начинает капризничать, когда заболевает.  Другой становится агрессивным, если голоден. Третий становится совершенно несносным, когда устал и хочет спать. Причиной «плохого» поведения могут быть скука, неспособность справиться с мучающей проблемой, страх.

Что делать? Наблюдать за поведением своего ребёнка, присматриваться и пытаться понять причины, которые им движут в таких «экстренных» ситуациях. Иногда ребёнок слишком мал, чтобы уметь озвучить проблему. Всё это приходит с возрастом. Поэтому, если речь идёт о дошкольнике и младшем школьнике, искать причину и устранять её приходится родителям.

Советы родителям

Соблюдайте режим дня. Если ребёнок привыкает есть, спать и гулять в одно и то же время, его реже беспокоит скука, раздражительность, злость.

Удовлетворите потребности. Подумайте, что вызвало нежелательное поведение, и займитесь причиной: накормите, напоите, спать уложите.

Занимайтесь профилактикой проблем. Вы знаете, что вам предстоит долгая дорога с ребёнком? Спланируйте, как вы покормите его в пути, где он сможет отдохнуть, чем будете его отвлекать и развлекать.

Вам может быть интересно:

о влиянии темперамента на поведение ребёнка читайте в нашей статье «Первый класс и темперамент ребёнка»

Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.