Когда возникает память?
Способность запоминать лица и предметы, осознанно радоваться любимым родственникам и игрушкам у ребёнка появляется в девять месяцев. Проверить этот факт просто – удалите из поля зрения малыша его обожаемого мишку, и ребёнок тут же примется зрительно его искать. Это свидетельствует о том, что кроха помнит, что у него есть такая игрушка, и прекрасно знает, как она выглядит.
В возрасте 3–4 лет память ребёнка особенная, непреднамеренная. То есть малыш не пытается получше запомнить тот или иной факт, реалии и эмоции запоминаются сами собой. Однако именно детское восприятие вкупе с тем, когда люди, предметы, события перемежаются со связанными с ними эмоциями, отражает общеизвестный факт: дошкольники лучше всего запоминают явления, связанные с эмоциональной стороной жизни. Соответственно, для того чтобы ребёнок испытывал желание получать новые знания, сам процесс обучения должен вызывать положительные эмоции. Связь «эмоция – память» найдёт мгновенное отражение и в процессе учёбы. Если изучаемое на уроках абсолютно неинтересно малышу, если на занятиях он чувствует себя некомфортно, то процесс обучения будет сопровождаться негативными эмоциями, а следовательно, и запоминаться новая информация будет медленно и плохо.
Детская память
Начинать заниматься развитием памяти ребёнка нужно с младшего школьного возраста. Новая информация благодатно принимается малышами, и следует учить ребёнка выбирать из огромного потока новостей только важное и нужное. Детская память тоже «не резиновая», и в противном случае малыш будет с лёгкостью впитывать пустые новости, а для действительно полезной информации у него просто не останется «места».
Уже первый класс начальной школы готовит для детей первые трудности. Именно в первом классе каждый ребёнок сталкивается с новым видом деятельности – обучением. Причём обучением серьёзным – с дисциплиной, с концентрацией, с большим потоком информации, с необходимостью не только слушать и понимать, но и воспроизводить услышанное. К сожалению, далеко не все первоклассники успешно справляются с новой школьной нагрузкой.
Причин первых проблем с памятью, связанных с обучением, может быть несколько.
Причины ухудшения памяти у первоклассника
- Усталость. В первую очередь врагом памяти может стать банальная усталость. Плохой сон, отсутствие режима, повышенная нагрузка, связанная с учёбой и занятиями в секциях, – всё это негативно влияет не только на общее самочувствие малыша, но и на развитие его памяти.
- Повышенная нагрузка. Чрезмерное количество дополнительных занятий в секциях, кружках и клубах не только физически не позволяет ребёнку «продохнуть», но и настолько загружает малыша, что его способность к восприятию и запоминанию новой информации резко снижается. Как и взрослые после тяжёлого рабочего дня только и мечтают добраться до тёплой постели, так и «загнанный» бесчисленными занятиями и тренировками ребёнок уже не имеет желания, да и не в состоянии учиться.
- Стресс. Если вовремя не заметить, что ребёнок с трудом справляется со своей нагрузкой, и не изменить его расписание (уменьшить количество дополнительных занятий, перенос тренировок на другое время и т.д.), то вместо увлечённого, умного и счастливого малыша рядом может оказаться затюканный ребёнок в стрессе.
Стресс могут вызвать любые негативные происшествия в жизни малыша. Неблагоприятная атмосфера в доме, развод родителей, смерть близких, переход в другой класс, переезд в другой город, гибель домашнего любимца – всё это наносит рану ребёнку, негативно влияет на детский организм и неизбежно отражается на его памяти.
- Плохое питание. Некачественная пища, недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на организме в целом. Однако в первую очередь «удар» приходится по головному мозгу. Замедленность реакции, потеря концентрации, ухудшение памяти – наказание за плохое питание.
- Отсутствие интереса. Мы уже говорили о том, что дети запоминают информацию не так, как взрослые. Взрослые выделяют для себя важные аспекты и стараются их запомнить, исходя из практических соображений. Дети же запоминают лишь тот материал, который их увлекает. Следовательно, если нужная для запоминания информация ребёнку не интересна, то и запоминаться она будет с огромным трудом.
- Отсутствие интеллектуальных задач. Головной мозг необходимо не только правильно питать, но и тренировать. Если в повседневной жизни ребёнка отсутствуют задачки «на мышление», интересные квесты и упражнения на запоминание, то и эффект будет такой же. Нет тренировок – нет успеха.
Как улучшить память ребёнка?
Знать врага в лицо – это уже половина победы. Определив возможные негативные факторы влияния на память вашего малыша, можно успешно избавиться от них, соблюдая следующие рекомендации:
Следите за нагрузкой ребёнка. Именно вы записываете своё чадо на всевозможные секции, тренировки и кружки. Делайте это с умом! Наблюдайте за ребёнком и при первых признаках переутомления скорректируйте расписание или пожертвуйте каким-то дополнительным кружком.
Соблюдайте режим. Режим занятий и питания, сон в положенное время – внимательно следите за соблюдением этих важных пунктов в жизни ребёнка.
Общайтесь. Не всегда в наших силах спасти ребёнка от стресса. Но именно родители могут спокойно побеседовать со своим малышом, успокоить, снизить тревогу, объяснить ситуацию. Иногда стресс может быть вызван неблагоприятной атмосферой в классе или предвзятым отношением преподавателя к вашему ребёнку – вы не сможете этого узнать, пока не побеседуете со своим малышом.
Следите за питанием. Питание ребёнка должно быть правильным и сбалансированным. Мёд, орехи, молоко, морская капуста, жирные сорта рыбы, какао и чёрный шоколад, брокколи, помидоры, яйца – далеко не полный перечень верных продуктов для поддержания памяти в тонусе.
Увлекайте. При подаче своему ребёнку важной информации старайтесь сделать её интересной, увлекательной. Сообщите малышу интересные факты, шутки или ребусы, связанные с новым материалом. Удовольствие – залог успешного усвоения и запоминания материала.
Тренируйте. Среди прочих упражнений обязательно выделите время на «задачки для ума». В специальных книгах и Интернете можно найти немало заданий, задачек и шарад, развивающих память и интеллект.