ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/chto-takoe-gotovnost-ruki-k-pismu/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:636 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:638 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:568 in Ne https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Oe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Pe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Qe ReferenceError: Can't find variable: gtag https://shkolaveka.ru/articles/chto-takoe-gotovnost-ruki-k-pismu/?fetchMode=Y:1 in global code :0 in insertBefore https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:636 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:638 in c https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:542 in Ub https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:559 in g https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:522 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:560 in ce https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:562 in ee https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:568 in Ne https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:567 in Oe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:570 in Pe https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=GTM-NZRHPJ5:571 in Qe Что такое «готовность руки к письму» — развитие навыка письма у детей

Что такое «готовность руки к письму»

Навык письма – из числа непростых. Он требует, чтобы движения руки, кисти были точно скоординированными, тонкими, слаженными. А значит, учить ребёнка управлять своей ведущей рукой, совершенствовать её гибкость, точность, координацию движений нужно задолго до поступления в первый класс.

Как определить готовность ребёнка к письму

Готовность руки дошкольника к выполнению различных графических упражнений, которые помогут ему в будущем научиться писать прописными буквами, во многом зависит:

  • от того, появился ли у крохи интерес к освоению письма;
  • от уровня зрелости мелкой (тонкой) моторики рук;
  • от опыта графических движений.

Также перед тем, как приступать к выполнению графических заданий, нужно оценить:

  • насколько способен ребёнок понимать и принимать поставленную перед ним задачу;
  • умеет ли произвольно управлять своими действиями;
  • хорошо ли он обучаем;
  • есть ли у него навыки ориентации в пространстве (знает, что такое «верх-низ», «право-лево» и т.п.);
  • скоординированы ли движения руки и глаз, способен ли он к зрительному анализу, нет ли проблем со зрением.

Сложности в освоении ребёнком навыка письма

До начала занятий стоит определить ведущую руку ребёнка: в 4–5 лет, по мнению многих специалистов, руки дифференцируются и уже можно отличить правшей от левшей (хотя диагностика не всегда бывает точной). Для выявления ведущей руки существует ряд тестов, в ходе которых ребёнку предлагают совершить ряд действий: разрезать ножницами лист бумаги, завинтить крышку, стереть нарисованное ластиком и т.п.

Уровень развития мелкой моторики можно определить и дома, с помощью простых графических упражнений.

Первое задание: круг. Ребёнку показывают нарисованный на листе круг (3–3,5 см в диаметре) и просят нарисовать точно такой же на своём листе бумаги, простым карандашом.

Если ребёнок нарисовал вместо круга овал или круг сильно отличается по размерам от образца; если линия неровная или малыш отрывал карандаш от бумаги, пытаясь воспроизвести окружность мелкими прерывистыми линиями; если саму кисть руки он пытался зафиксировать, плотно и неподвижно прижимая её к листу, – кисть развита слабо.

Второе задание: штриховка. Простой силуэт – дом, яблоко и т.п. ребёнку предлагают заштриховать прямыми линиями, не выходя за границы. Направление штриховки (горизонтальная, вертикальная, диагональная) ребёнок выбирает сам, посмотрев на образец, который ему показывает взрослый.

Если малыш постоянно переворачивает листок с изображением, потому что не может в достаточной мере управлять кистью, меняя направление штриховки, – мышцы кисти натренированы недостаточно, мелкая моторика развита не очень хорошо.

Ещё одна проблема, с которой, возможно, предстоит побороться при освоении графических умений, – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий. Это умение относится к числу сложных навыков, от него зависит успех в обучении письму, а в будущем – красота почерка, скорость и многие другие важные моменты правописания. Поэтому уделить время правильному положению кисти руки при удержании карандаша или ручки придётся непременно.


Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе


Как подготовить руку дошкольника к письму: направления, упражнения

В работе с дошкольниками очень важно сделать занятия не только полезными для детей, но и интересными, многоплановыми, гармоничными. Развивая навык письма, параллельно важно развивать ребёнка в целом: его речь, его культуру общения, культуру его движений, художественно-эстетический вкус.

Какие бы пособия и учебные материалы вы ни использовали в занятиях, очень важно не только выполнять задания (рисовать линии, соединять точки и т.п.), но и обсуждать с малышом происходящее. Это не только вносит игровой элемент в серьёзные занятия, но и учит малыша общаться, развивает его речь, обогащает словарный запас. Часто мамы просят малыша ответить на вопрос «кто это?» и «что он делает?», но забывают спросить «какой он?». Меж тем маленькие дети чаще всего разговаривают именно существительными и глаголами – «хочу мяч», «это кукла». Важно учить их использовать прилагательные и давать развёрнутые ответы: «Это красивая кукла», «Это кукла с большим бантом» и т.п.


Очень важно не только выполнять задания (рисовать линии, соединять точки), но и обсуждать с малышом происходящее.

Занятия, развивающие мелкую моторику рук:

  • Упражнения, игры, массаж для пальчиков (так называемая пальчиковая гимнастика).
  • Игры с крохотными предметами. Их важно проводить только под контролем взрослых!
  • Застёгивание молний, пуговиц, игры, где нужно проталкивать предметы в отверстия, вытаскивать, и тому подобное.
  • Игры на развитие тактильных ощущений: с водой (наливание и выливание), с песком.
  • Рисование. Внимание: яркие фломастеры не требуют от малыша усилий и не развивают мелкие мышцы руки. Начинайте всегда с карандаша. Затем можно предложить кисти. Также очень хорошо использовать самые различные техники пальчикового рисования.
  • Нажимание кнопок, пластилиновые, бумажные аппликации – тренируют «тычковую» технику.
  • Игры с бумагой: аппликации, изготовление бумажных гирлянд, оригами, квиллинг и тому подобное.
  • Лепка. Можно использовать пластилин, солёное тесто (рецепт теста можно посмотреть здесь), глину, пластику фимо и т.п.
  • Любая игра с нанизыванием бусин на верёвочку, шнуровкой отлично тренирует мелкие мышцы кисти.
  • Пазлы и другие упражнения, которые требуют выкладывания фигур в определённом порядке.
  • Занятия с конструктором. Очень важный элемент этой игры – «закручивающие» движения, поэтому выбирайте конструктор, где есть гайки.
  • Плетение – из бумаги, макраме и т.п.
  • Вязание – не обязательно на спицах под присмотром мамы, но и просто завязывание и развязывание узелков. Кстати, сейчас есть пряжа, которая позволяет вязать пальцами, – почему бы не использовать эту технику не только для создания модных шарфов, но и для занятий с малышом?
  • Творчество из природных материалов: шишек, веточек, засушенных листочков, желудей и т.п.
  • Книжки-раскраски – их дети обожают, и это замечательно! Они очень важны для развития моторики рук и подготовки руки малыша к письму. Раскраска – колоссальный опыт самых разных графических движений: штриховки, рисунка, копирования, обведения контура, соединения точек линией. А вот школьные прописи для подготовки дошкольника к письму использовать не рекомендуем, как и просто учить его написанию письменных букв. Будет гораздо лучше, если ребёнок приобретёт этот навык уже в первом классе и по той методике, которая предполагается к использованию в школе. Например, в образовательной системе «Начальная школа XXI века» учебные пособия по правописанию созданы так, чтобы ученик мог осваивать науку письма в максимально удобном ему темпе, комфортно и с большим интересом.
Начинайте урок с тех упражнений, которые у малыша получаются, выполняются с удовольствием. Такой подход будет способствовать росту уверенности и веры в собственные силы.

Что важно учитывать в занятиях?

Предоставьте большой выбор. Организуя занятия, старайтесь как можно сильнее разнообразить фактуру материалов, с которыми ребёнку придётся иметь дело. Для аппликаций – бумага разной толщины, картон, бархатная, гофрированная, даже «наждак»! Для других поделок – самая разная крупа, кофейные зёрна, песок (или манка), пуговицы разных размеров, липучки, молнии. Проявите фантазию, чтобы сделать тактильные впечатления ребёнка как можно более разнообразными, – это ускорит развитие навыков ручной работы.

Не требуйте невозможного. Пусть задания, которые вы даёте, будут последовательно учить малыша управлять своими пальцами. Многие графические методики построены по принципу «от простого к сложному»: сначала учимся проводить горизонтальные линии, затем – вертикальные, округлые, затем диагональ. Видите, что ребёнку не даются окружности? Вернитесь на шаг, предложите нарисовать полукруг-радугу – это весело и интересно!

Занимайтесь с удовольствием. Обязательно начинайте урок с тех упражнений, которые у малыша получаются, выполняются с удовольствием. Такой подход  будет способствовать росту уверенности и веры в собственные силы. К тому же заставлять через силу заниматься неэффективно ещё и потому, что ручки становятся умелыми постепенно, в тесной связи с созреванием мозговых структур. И если пока ещё ручки неловкие, значит, время заниматься сложным просто не пришло. Занятие не должно  длиться дольше 10–15 минут. Потом ребёнок потеряет интерес, и удержать его внимание на графических упражнениях будет сложно. Выполняйте упражнения в комфортном малышу темпе.

Упражняйтесь каждый день. Регулярные занятия эффективнее спонтанных и эпизодических.

Делайте вместе. Не оставляйте малыша наедине с листочком, на котором он должен выполнить задание, для самостоятельной работы старший дошкольник ещё слишком мал, и длительная концентрация внимания у него ещё не сформирована. Да, перед началом занятий ребёнку необходимо объяснить, а лучше показать, что требуется выполнить. Только взрослый проконтролирует движения и поможет выполнить их правильно: укажет, например, что штриховка должна быть выполнена без пробелов, не должна заходить за границы рисунка и т.п. И конечно, только взрослый одобрит проделанную работу (а одобрить и воодушевить нужно обязательно!).

Родителям очень важно помнить, что готовность руки дошкольника к письму зависит от множества факторов. Но если вы хотите, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в начальной школе, осваивая прописные буквы, собирая их затем в слова и учась высказывать мысли в письменной форме, – с малышом надо заниматься. Причём не от случая к случаю, а регулярно, систематически. Также стоит учитывать, что, развивая кисть, мы развиваем и речь, и интеллект малыша. Всё это сделает его обучение в школе физически и психологически комфортным.



Анна Калинина-Артемова
Полезная рассылка
Выберите тему рассылки:
Подписываясь на рассылку, Пользователь даёт согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.